Партнеры Живи добром

Украсть за 105 минут («Гениальное ограбление», реж. Жауме Балагеро)



"Гениальное ограбление". Источник: MEGOGO Distribution



В 1645 году в 25 милях от берегов Испании (правда в точности!) терпит крушение парусник, перевозивший сокровища. 364 года спустя группе чёрных дайверов во главе с харизматичным морским волком Уолтером Морландом (волевой и почти невозмутимый Лиам Каннингем, который точь-в-точь как сир Давос из «Игры престолов», только в наши дни), с риском для жизни удаётся извлечь таинственный клад со дна морей. Но ещё рано бить тревогу: как следует из названия, это кино не совсем про дайвинг, несмотря на то, что его открывающие титры и растворяются в толще воды, а скорее уж «На гребне волны».  Ведь обладать выловленными сокровищами Морланду и его команде приходится недолго: взявшийся из ниоткуда морской патруль забирает всё себе, а после короткого суда улов плотно оседает за семью замками неприступнейшего Банка Испании в самом центре Мадрида. Кстати, если что, глава службы безопасности Густаво Медина (фактурный Хосе Коронадо) — настоящий зверь, а напротив — здание Генштаба испанской армии. Но, естественно, сдаваться Уолтер Морланд не намерен, и у него уже есть абсолютно невыполнимый, а значит единственно возможный план.



"Гениальное ограбление". Источник: MEGOGO Distribution



Что обычно делают киногерои, от Дэнни Оушена до Рика Санчеса, когда решают провернуть очередное ограбление века? Правильно, собирают команду. И пусть в наши дни банки наверняка уже давно эффективнее грабят при помощи клавиатуры и мышки, а то и вовсе с планшета, в кино старое доброе проникновение со взломом никто так и не отменил. Тем более, что вылитому пирату Морланду, от которого так и веет старомодной морской романтикой, нужно не золото, а кое-что более ценное, конкретное и аналоговое. Так что и команда в «Гениальном ограблении» кажется чем-то вроде компромисса между старым и новым: искусствовед, программист, студент, мастер на все руки плюс бывший спецназовец (может, и правда рабочая схема?). К слову, двадцатидвухлетнего студента Тома, юного и принципиального гения из Кембриджа, которого с руками готовы оторвать разные крупные корпорации, играет уже 29-летний Фредди Хаймор («Чарли и шоколадная фабрика», «Август Раш»). Но он всё также обаятелен и мил, поэтому за возраст с него и не спросишь.



"Гениальное ограбление". Источник: MEGOGO Distribution



Да и вообще, бессмысленно тратить время на то, чтобы пытаться подловить создателей на каком-нибудь очередном неправдоподобии. Возможностей будет предостаточно, но какой спрос с фильмов-аттракционов, тем более качественных? А каталонец Жауме Балагеро — крепкий мастер хорроров  («Тьма», 2002; «Хрупкость», 2005; «Репортаж», 2007) и психотриллеров («Крепкий сон», 2011), поэтому и кино об ограблении снимает динамично, с необходимой ремесленной долей саспенса и драйва, а местами даже с изящным прищёлкиваньем пальцев. Конечно, жанровый механизм «Гениального ограбления» ни разу не нов, а исключительно заимствован ещё у десятка подобных фильмов, зато как следует смазан. И если кое-где и поскрипывает, то в любом случае не очень заметно.



"Гениальное ограбление". Источник: MEGOGO Distribution



Впрочем, создатели и сами всё это отлично понимают, заставляя персонажа Лиама Каннингема прямым текстом спрашивать: «Я похож на Дэнни Оушена»? И если у знаменитой грабительской трилогии Содерберга (жанрового эталона) фильм Балагеро наследует общее сюжетное устройство и авантюрную атмосферу, то в одной существенной детали он оказывается прямым наследником некогда популярной в СССР криминальной комедии Дино Ризи «Операция «Святой Януарий» (1966). Герои Ризи грабили неаполитанскую сокровищницу во время конкурса национальной песни, а команда Морланда — барабанная дробь! — в качестве главного отвлекающего фактора решает использовать трансляцию финала Чемпионата мира по футболу на площади перед банком. Поэтому последняя треть фильма проходит почти в режиме реального времени, и в условные экранные 105 минут с начала матча легко умещаются и сюжетные твисты, и подставы, и даже заморозка не будем говорить чего жидким азотом. Ну а сейф банка, естественно, оказывается старинным чудом инженерной мысли с секретом, разгадать который сможет только студент Кембриджа. Словом, всё, как доктор прописал.


В конце концов, в международном прокате фильм известен под двумя оригинальными названиями: The Vault («Хранилище») и Way Down («Путь вниз»). Ничего лишнего: кратко, чётко, технично. Но, к счастью, за лаконизмом своего киноограбления Балагеро до самого конца не упускает из виду романтику. Поэтому и дверь в хранилище банка оказывается всего лишь ещё одним штурвалом, а крёстным ангелом-хранителем Уолтера Морланда — не кто иной, как верноподданный Британской короны сэр Фрэнсис Дрейк.





«Гениальное ограбление» — смотрите в онлайн-кинотеатрах.



Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Бэлла Ахмадулина. «Не все в жизни выбираешь, иное – выбирает тебя»
Иван Козловский. Чародей советской оперы
Гавриил Шульц. Мастер скульптуры
Николай Римский-Корсаков и его музыкальное наследие
Кино. Классика. "Леон"
Приключенческий мир Рафаэля Сабатини
XI Большой фестиваль РНО
Выставка «Искусство силуэта «Театр теней» К. Севастьянова»
Миша Мищенко. Новая искренность звука
Религия для голодных («Основатель», реж. Джон Ли Хэнкок)