Партнеры Живи добром

Петр Павлов. Виды старой Москвы


В начале XX века архитектурный облик Петербурга, Москвы и многих других городов России изменяется в связи с бурным ростом промышленности и большим притоком населения. В столицах строятся многоэтажные доходные дома и новые общественные здания, увеличивается количество и ширина улиц, на смену конкам и пролеткам приходят трамваи и автомобили. 

Петр Павлов. Виды старой Москвы

Чтобы сохранить на память потомкам исчезающий дух российских городов, Императорское Московское археологическое общество (ИМАО) вело активную работу по выявлению, исследованию, учету и реставрации памятников истории и культуры, а также приглашало к сотрудничеству известных фотомастеров. В разные годы фотографии для Общества выполняли такие специалисты светописи, как И. Ф. Барщевский, А. А. Иванов-Терентьев, Н. Н. Ушаков, П. В. Орлов, И. Н. Александров, А. А. Губарев, К. А. Фишер. В ряду этих фамилий особое место занимает выдающийся фотограф рубежа веков П. П. Павлов. По заданию ИМАО и его комиссии «Старая Москва» он проводил съемку исторических мест и архитектурных памятников Москвы. 

Петр Павлов. Виды старой Москвы

Его фотографии отличаются четкостью, большой детальностью и прекрасно передают городскую застройку конца XIX — начала XX века. Камера Павлова сохранила для последующих поколений археологические и реставрационные работы в Кремле, открытие памятника Александру II, народные торжества, гуляния у стен Новодевичьего монастыря, а также наиболее известные архитектурные сооружения центра города. Многие из его снимков украсили путеводители по Москве 1900-х — 1910-х годов. 

Петр Павлов. Виды старой Москвы

Его мастерски выполненные снимки пользовались большой популярностью у современников. Одними из самых востребованных московских сюжетов были фотографии с видами монастырей, церквей, часовен и стен Кремля, панорамой Красной площади с памятником Минину и Пожарскому и собором Покрова Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), изображения Городской думы, Пашкова дома, Петровского дворца и другие. Особенно ценны для зрителя начала XXI века фотографии московского ландшафта и памятников начала века двадцатого — утраченной Сухаревской башни и застройки Кремлевской набережной, перенесенных со своего исторического места в 1930-х годах Триумфальных ворот, а также восстановленных в 1990-х — 2000-х годах Иверской часовни и храма Христа Спасителя. Видовые фотографии, выполненные Павловым в жанре художественной панорамной съемки, с особым обаянием и живостью передают атмосферу ушедшей эпохи.

Об авторе

Петр Петрович Павлов родился в 1860 году в крестьянской семье в деревне Федоровская Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В 1881 году приехал в Москву из Петербурга. Устроился в известную фотографическую фирму «Шерер, Набгольц и К°», принадлежавшую в то время А. Мею и М. Шиндлеру, где проработал 10 лет. В 1891 году Павлов открыл собственное ателье на углу Мясницкой улицы и Златоустинского переулка в доме Вятского подворья, в котором занимался, в основном, портретной и групповой фотографией. 

Петр Павлов. Виды старой Москвы

Петр Петрович более 20 лет состоял членом Российского фотографического общества (с 1894 года). В 1896 году его работы экспонировались на фотографических выставках в Москве и Нижнем Новгороде, удостоившись бронзовых медалей. Переехав в 1914 году на Петровку (дом № 28/16), фотоателье Павлова просуществовало до смерти владельца (1924). Похоронен Петр Петрович Павлов у деревни Хомяки Верейского уезда Московской губернии.



 

Рекомендуем

Французы любят… («Возьми меня штурмом», реж. Дэни Бун)
Вениамин Каверин. Бороться, искать, найти, не сдаваться
FollowTheFabrika. Пятый этап
Итоги XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского
«Масаока Сики – история великого и последнего мастера хайку»
Натан Эйдельман. Человек обостренной совестливости
Государственная публичная историческая библиотека России
«Все дети будут знать эти стихи наизусть»: Борис Заходер
Андрей Мягков. Любимец Рязанова
Интересные факты из жизни Андрея Панина