Аналог в современном искусстве
К наиболее известным аналоговым носителям относятся грампластинки, магнитные ленты, киноплёнка и фотоплёнка. Работают они в совмещении с записывающими приборами, камерами, фотоаппаратами, а также аналоговыми устройствами воспроизведения. Сегодня работа с аналоговыми устройствами может восприниматься как некий архаизм. По многим параметрам работа с цифровым носителем, несомненно, более практична и удобна из-за оперативности и лёгкости в обращении. Но конечный результат, будучи более чем приемлемым, не всегда соответствует исканиям некоторых современных художников. В музыке, фотографии и кино на данный момент существует ряд примеров использования аналога.
Звук «Аналоговые» студии звукозаписи и рекорд-лейблы получили, можно сказать, вторую жизнь. Что касается крупнейших студий звукозаписи, там, как правило, цифровая и аналоговая записи звука сосуществуют. Abbey Road (Лондон), Sound sity studios (Лос Анджелес), Synth Music (Москва), Garage Music (Москва). Возрождение винила в эпоху «цифры» объясняется не только лучшим звучанием пластинки, но и внешней привлекательностью формата, а также «ритуальностью» процесса прослушивания. Однако стоит заметить, что виниловые пластинки сегодня всё чаще записываются цифровым способом.
Сюда можно отнести феномен lo-fi (от low fidelity— низкое качество) в музыке. Это музыкальное направление, в котором подразумевается низкое качество звука, как правило, записанного на кассеты в домашних условиях, выделилось в 1980-х и органично влилось в эстетику альтернативной музыки. Ярким примером могут являться ранние записи группы R.E.M. Набрав популярность, lo-fi течение в 90-х заставило некоторых музыкантов даже воспроизводить эффекты аналога на цифровых записях, как это делал, например, американский музыкант Beck. Сегодня это направление представляют группы Sparklehorse, Beat Happening, Dirty Beaches и другие.
Кино Снимают ли сегодня кино на плёнку? Конечно же, снимают. Из последних примеров «Звёздные войны. Эпизод 7» Абрамса, «Омерзительная восьмерка» Тарантино, «Мамочка» Ксавье Долана. Квентин Тарантино, Уэс Андерсон, Кристофер Нолан – только некоторые из режиссёров, постоянно обращающихся к аналогу. Фильм «Королевство полной луны» Андерссона, к примеру, снят на 16-мм формат. Цифровые технологии вполне смогли заменить светочувствительную пленку, привнесли в кинематограф новую эстетику, но это совсем не означает конец эры аналога, несмотря на переход в начале 2000-х на «цифру» почти всех крупнейших производителей. Напротив, ценность фотохимического кинопроизводства и отличие его конечного результата от цифровых съёмок стали ощущаться более ярко. Нельзя не согласиться с тем, что плёночные изображения кажутся более реальными благодаря особому качеству пленки– зернистости, цвета на ней -более живыми и тёплыми, оттенки – более многочисленными. Даже сам процесс съёмки на плёнку является более комфортным, простым и интересным для оператора-постановщика: нет необходимости думать о том, как избежать плоского изображения в кадре. При съёмке на плёнку глубина изображения присутствует всегда, не возникает проблем с цветопередачей.
Фотография Как и в кино, цифра вытеснила аналог в фотографии к началу 2000-х. Сначала это произошло в фотожурналистике, затем в художественной фотографии. Процесс съёмки на плёнку более дорогостоящий и требует большей подготовки, результат не мгновенный, но зато можно не думать о разряжающейся батарее в фотоаппарате. С начала 2010-х интерес среди молодых фотографов к аналоговой фотографии повысился. Мягкие тональные переходы, особая глубина и мягкость, которые обеспечивает зернистая плёнка в сочетании с качественным аналоговым фотоаппаратом – главные достоинства «живой» плёночной фотографии. Многие цифровые фильтры рассчитаны на воспроизведение эффекта аналоговой фотографии. А Instagram, например, по своей концепции во многом подражает приёмам ломографии (название пошло от дешевого советского фотоаппарата «ЛОМО» - Ленинградского оптико-механического объединения).
Нелинейность как основное достоинство аналогового звукового формата, зернистость и теплота изображения на пленке - не единственные зацепки, позволяющие этому формату существовать и быть востребованным в некоторых кругах по сей день. Можно говорить о романтической ритуальности процесса работы с аппаратурой и использования носителей. Компании Waves и Steven Slate Digital создают программное обеспечение, позволяющее наиболее точно воссоздавать звуковые эффекты «нелинейного» аналога. А недавнее появление цифровых камер RED и ARRI Alexa позволило изображению максимально приблизиться к плёночному. Возможно, в будущем цифровым технологиям удастся довести подобные программы для цифровых устройств и саму цифровую аппаратуру до совершенства и добиться воспроизведения всех положительных характеристик аналога, но отсутствие уже упомянутой романтики ритуала всё же будет заставлять обращаться к аналогу в воцарившуюся цифровую эпоху.
Ирина Гахова
|
Рекомендуем |