Партнеры Живи добром

Аналог в современном искусстве


К наиболее известным аналоговым носителям относятся грампластинки, магнитные ленты, киноплёнка и фотоплёнка. Работают они в совмещении с записывающими приборами, камерами, фотоаппаратами, а также аналоговыми устройствами воспроизведения.

Сегодня работа с аналоговыми устройствами может восприниматься как некий архаизм. По многим параметрам работа с цифровым носителем, несомненно, более практична и удобна из-за оперативности и лёгкости в обращении. Но конечный результат, будучи более чем приемлемым, не всегда соответствует исканиям некоторых современных художников. В музыке, фотографии и кино на данный момент существует ряд примеров использования аналога.


Звук

«Аналоговые» студии звукозаписи и рекорд-лейблы получили, можно сказать, вторую жизнь. Что касается крупнейших студий звукозаписи, там, как правило, цифровая и аналоговая записи звука сосуществуют. Abbey Road (Лондон), Sound sity studios (Лос Анджелес), Synth Music (Москва), Garage Music (Москва).

Возрождение винила в эпоху «цифры» объясняется не только лучшим звучанием пластинки, но и внешней привлекательностью формата, а также «ритуальностью» процесса прослушивания. Однако стоит заметить, что виниловые пластинки сегодня всё чаще записываются цифровым способом.

Аналоговая запись

Сюда можно отнести феномен lo-fi (от low fidelity— низкое качество) в музыке. Это музыкальное направление, в котором подразумевается низкое качество звука, как правило, записанного на кассеты в домашних условиях, выделилось в 1980-х и органично влилось в эстетику альтернативной музыки. Ярким примером могут являться ранние записи группы R.E.M. Набрав популярность, lo-fi течение в 90-х заставило некоторых музыкантов даже воспроизводить эффекты аналога на цифровых записях, как это делал, например, американский музыкант Beck. Сегодня это направление представляют группы Sparklehorse, Beat Happening, Dirty Beaches и другие.

 

Кино

Снимают ли сегодня кино на плёнку? Конечно же, снимают. Из последних примеров «Звёздные войны. Эпизод 7» Абрамса, «Омерзительная восьмерка» Тарантино, «Мамочка» Ксавье Долана. Квентин Тарантино, Уэс Андерсон, Кристофер Нолан – только некоторые из режиссёров, постоянно обращающихся к аналогу. Фильм «Королевство полной луны» Андерссона, к примеру, снят на 16-мм формат. 

Цифровые технологии вполне смогли заменить светочувствительную пленку, привнесли в кинематограф новую эстетику, но это совсем не означает конец эры аналога, несмотря на переход в начале 2000-х на «цифру» почти всех крупнейших производителей.

Аналоговая запись.jpg

Напротив, ценность фотохимического кинопроизводства и отличие его конечного результата от цифровых съёмок стали ощущаться более ярко. Нельзя не согласиться с тем, что плёночные изображения кажутся более реальными благодаря особому качеству пленки– зернистости, цвета на ней -более живыми и тёплыми, оттенки – более многочисленными.

Даже сам процесс съёмки на плёнку является более комфортным, простым и интересным для оператора-постановщика: нет необходимости думать о том, как избежать плоского изображения в кадре. При съёмке на плёнку глубина изображения присутствует всегда, не возникает проблем с цветопередачей.

 

 

Фотография

Как и в кино, цифра вытеснила аналог в фотографии к началу 2000-х. Сначала это произошло в фотожурналистике, затем в художественной фотографии. Процесс съёмки на плёнку более дорогостоящий и требует большей подготовки, результат не мгновенный, но зато можно не думать о разряжающейся батарее в фотоаппарате.

С начала 2010-х интерес среди молодых фотографов к аналоговой фотографии повысился. Мягкие тональные переходы, особая глубина и мягкость, которые обеспечивает зернистая плёнка в сочетании с качественным аналоговым фотоаппаратом – главные достоинства «живой» плёночной фотографии.

Многие цифровые фильтры рассчитаны на воспроизведение эффекта аналоговой фотографии. А Instagram, например, по своей концепции во многом подражает приёмам ломографии (название пошло от дешевого советского фотоаппарата «ЛОМО» - Ленинградского оптико-механического объединения).

Аналоговая запись

Нелинейность как основное достоинство аналогового звукового формата, зернистость и теплота изображения на пленке - не единственные зацепки, позволяющие этому формату существовать и быть востребованным в некоторых кругах по сей день. Можно говорить о романтической ритуальности процесса работы с аппаратурой и использования носителей.

Компании Waves и Steven Slate Digital создают программное обеспечение, позволяющее наиболее точно воссоздавать звуковые эффекты «нелинейного» аналога. А недавнее появление цифровых камер RED и ARRI Alexa позволило изображению максимально приблизиться к плёночному.

Возможно, в будущем цифровым технологиям удастся довести подобные программы для цифровых устройств и саму цифровую аппаратуру до совершенства и добиться воспроизведения всех положительных характеристик аналога, но отсутствие уже упомянутой романтики ритуала всё же будет заставлять обращаться к аналогу в воцарившуюся цифровую эпоху.

 

 

Ирина Гахова

 

 


 

Рекомендуем

BLICK'16: "Берлин. Симфония большого города" реж. Вальтер Руттман
Корифей русской моды Валентин Юдашкин
XV Международный праздник юмора «Смешной фестиваль»
Классика декаданса Робера де Монтескью
Внеземные существа Тильды Суинтон
Оскар за платье для Золушки
Абрамцево – очаг русской культуры
С кем вы, мастера культуры?
SENSUS COUTURE / FW 2018-2019
Кино. Классика. "Леон"