ART в шоке. Как изменилось искусство за последние 100 лет
Сила искусства удивительна. Оно приносит нам удовольствие, позволяет познавать действительность и формирует нас как личность. Искусство отражает самого человека с его чувствами, образом мышления, желаниями, страхами и политическими взглядами. Вот почему иногда сложно понять замысел художника. За произведениями искусства стоит куда более, чем просто созданное руками человека творение. То, насколько многообразно искусство, можно понять, взглянув лишь на последние 100 лет. Рассмотрим направления в искусстве, которые больше всего повлияли и продолжают оказывать влияние на развитие искусства в целом.
Начнем, пожалуй, с французской живописи – фовизма. Это направление возникло в конце 19-начале 20 века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898 по 1908 год.
Следующее течение в искусстве, отличающееся выражением эмоционального состояния автора – экспрессионизм. Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства цивилизации. Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний — при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений.
Все сиюминутные достижения цивилизации, упоённые техническим прогрессом, были отражены в произведениях футуристов. Футуризм – общее название художественных авангардистских движений 1910-20-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. аэроживопись). Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами.
Бессмысленность существования выражается в произведениях дадаистов. Дадаизм – авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1922 годы. Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны. Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы.
Следующее направление – абстракционизм. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Зачастую внутреннее состояние и отвлеченные понятия ( любовь, грусть, мир, война…) художники изображали цветом, пятном, линией…они разливали краски по холсту, брызгали, застирали руками, размазывали мастихином… Сохраняя элементы реальных форм в своих работах, они развивали категории выражения эмоциональных состояний посредством визуально-пластических ходов. Пространство как понятийная категория начинает обладать разной смысловой нагрузкой. Например, пространство знака, символа, возникшего из глубины архаического сознания, иногда преображается в структуру, напоминающую иероглиф.
Кубизм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально». Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами». (фр. bizarreries cubiques), а картина Пикассо "Авиньонские девицы", изображает деформированные, огрубленные фигуры Автор: Ирина Сопина женщин, перспектива и светотень отсутствуют.
Абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний. Гринбергу мы обязаны изобретением названий "живопись действия" (Action Painting) и "живопись цветных полей" (Colorfield), с помощью которых были даны нарицательные имена в одном случае - красочной жестикуляции Де Кунинга и Поллока, а в другом - широким цветным полосам Ротко, Стилла и Ньюмана. Общая черта экспрессионистов- автоматизм. С самого начала они тяготеют к "крупному формату" и любят использовать "плоские" формы, которые, как в аналитическом кубизме, лишены глубины.
Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали Автор: Ирина Сопина неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Сюрреализм подразделяется на фотографический - Дали, Магритт и абстрактный ( знаковый ) –Эрнст и Жоан Миро
ПОП-АРТ (англ. pop art, сокращение от popular art – популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. производящее шокирующий эффект) – направление в искусстве конца 1950-х – начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма. Представители поп-арта провозгласили своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации (печать, телевидение, кинематограф).
Графитти Первыми авторами граффити были в основном молодые безработные художники этнических меньшинств, прежде всего пуэрториканцы, поэтому в первых Граффити проявились некоторые стилистические черты латиноамериканского народного искусства, а самим фактом появления на поверхностях, не предназначенных для этого, их авторы выражали протест против своего бесправного положения. Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры, создающие на улицах города настоящие шедевры.
Минимализм – это направление в искусстве, когда художник, используя минимум средств, добивается максимума выразительности. Отвергая классические приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Искусство минимал-арта обычно включало в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма и метафоричности, повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления. К художникам минимал-арта относятся: Карл Андре, Дэн Флавин, Дональд Джадд.
Акционизм — форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы в Западной Европе. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения. Близкими к акционизму формами являются хэппенинг, перформанс, эвайронмент.. Истоки акционизма следует искать в выступлениях дадаистов и сюрреалистов, деятельности абстракционистов (в частности Поллока), в опытах «живых картин» Кляйна.
Видео арт- англ. video art) - направление в изобразительном искусстве последней трети XX века, использующее возможности видеотехники. В отличие от телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видеоарт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах. Самым значительным основоположником направления считается американец корейского происхождения Нам Юнь Пайк. Весь мир считает, что видеоарт как авангардное искусство возник на почве протеста массовому телевещанию. Неизвестно, был ли такой протест главной идеей в видеошедеврах Пайка, но сегодня всем ясно, что видеоарт является серьезной альтернативой телевидению. Увы, к России это не относится: видеоарт здесь пока не получил такого развития, как на Западе.
Безусловно, это далеко не весь список направлений в искусстве когда-либо существовавший. Однако, здесь были представлены наиболее запоминающиеся и влиятельные. Искусство развивалось и будет развиваться под влиянием человека. Понять суть творения поможет история. Мы неотъемлемо связаны с искусством. Хотя бы потому что в нем отражается тот мир, в котором живем. Какое бы из направлений вы не выбрали, за ним всегда будет стоять судьба человека, или даже целого народа.
Екатерина Санникова
|
Рекомендуем |