Эхо времени в картинах Владимира СероваИскусство не существует вне исторического контекста. Оно является отражением эпохи, образа мысли народа на определенном отрезке времени. XX век стал переломным в истории нашей страны. Вооруженные конфликты и смена власти, кризисы и потрясения, отказ от старой идеологии привели к возникновению нового искусства, совершенно отличного от всего, что было ранее. Оно стало надрывным, требовательным, жестоким, беспощадным. Спал покров стыдливости и сдержанности, осталась голая, неприкрытая правда жизни во всем ее безобразии. Именно к этому новому искусству и принадлежит художник, иллюстратор, профессор Владимир Серов. Его творчество крайне реалистично, он изображал обычных людей в привычных для них условиях, реальные исторические события, что вполне соответствовало духу того времени. Советский художник Владимир Серов родился 21 июля 1910 года. Период его детства пришелся на годы Первой мировой войны и Революции, во время Второй мировой войны он пережил блокаду Ленинграда. Все эти испытания не могли не оказать влияния на его личностное и творческое становление. Его идеология соответствовала официальной идеологии партии. Серов выступал ярым сторонником советского правительства и его политики. Будучи важной персоной в Академии художеств, он крайне негативно относился к инакомыслящим художникам и критиковал их картины. Преданность партии нашла свое отражение и в его творчестве. Серов работал в историко-революционном жанре. Его картины «Штурм зимнего дворца», «Ледовое побоище» являются отражением реальных событий из истории страны. Некоторые его работы прославляют подвиг народа во время Революции и Отечественной войны («Мы никогда не забудем», «Верные долгу и чести»). Здесь он показывает всю суть войны, кровавой и безжалостной, каковой она была, без прикрас. Также его кисти принадлежат многочисленные портреты («Портрет В.М. Саянова», «Автопортрет периода блокады Ленинграда»), пейзажи («Поля Подмосковья»). Серов – коммунист наиболее ярко проявляется в плакатах, призывающих народ к единению и выполнению общего долга («Заменим!», «Овладевай техникой, будь в первых рядах строительства социализма»). Серов является автором иллюстраций к книгам великих русских писателей: Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М. Горького. Также он создал серию иллюстраций к «Слову о полку Игореве». В. А. Серов умер 19 января 1968 года. За период своей творческой и государственной деятельности он достиг огромных высот: был удостоен звания Народного Художника СССР в 1958 году, также он дважды становился лауреатом Сталинских премий в 1948 и 1951 годах, а в 1962 году был назначен Президентом Академии художеств. Огромная пропасть разделяет нас сегодняшних с людьми, жившими всего 100 лет назад. У нас разные ценности и идеалы, цели и стремления. И это неудивительно: на их долю выпало множество бед и испытаний, войн и продолжительных периодов политической и социальной нестабильности, все это и определило их мировосприятие и образ мышления. Для нас же пропагандистские советские плакаты выглядят нелепо, а рассказы о славной социалистической революции кажутся неубедительными. И такие люди, как Серов, воспринимаются фанатиками, чьи головы полны ложных убеждений. Однако именно благодаря такому живому, реалистичному, суровому творчеству, как живопись Серова, мы получаем возможность почувствовать дух той эпохи, понять и осознать то непростое время, которое породило подобное искусство. Оно, словно летопись, бережно хранит впечатления очевидца и передает их будущим поколениям, поддерживая связь времен.
Ксения Орловская |
Рекомендуем |