Партнеры Живи добром

Фёдор Васильев. Душа пейзажа


Фёдор Александрович Васильев

(1850 — 1873) 


Фёдор Александрович Васильев — знаменитый русский художник пейзажист второй половины XIX века. Родился в Гатчине, близ Петербурга, в семье небогатого почтамтского чиновника. Будучи внебрачным сыном, он был вынужден с детства зарабатывать на жизнь — ещё двенадцатилетним ребенком он поступает на службу в Главпочтамт, а после трагической смерти отца в 1865 году становится единственной опорой семьи: подрабатывает писцом и нанимается к реставратору картин и художнику П. К. Соколову. Именно там были замечены удивительные способности Васильева к рисованию, и будущий живописец решает поступить в Вечернюю рисовальную школу при Обществе поощрения художеств (ОПХ). 


Фёдор Васильев


В 1867 году ко времени окончания обучения, юный Васильев пишет  Валаамские этюды с натуры, которые впоследствии были выставлены в ОПХ. Его живописное мастерство росло необычайно быстро, и уже в 1868 году он создаёт достаточно зрелые шедевры, такие как "Деревенская улица", "Возвращение стада", "После грозы", в которых явственно проступает стремление художника к более красочной передаче лиричного восприятия природы.


Ф. А. Васильев поступает в Академию художеств в качестве вольноопределяющегося ученика, при этом получая звание художника 1-й степени при одном условии: выдержать экзамен по научному курсу. 


Летом 1870 года состоялась поездка на Волгу, которая длилась четыре месяца. Предпринятая с молодыми, но уже зарекомендовавшими себя живописцами И. Е. Репиным и Е. Е. Макаровым, она привносит множество новых впечатлений. После путешествия Васильев пишет "Зимний пейзаж" и ставшую популярной картину "Вид на Волге. Барки", да и в последующих его работах не раз звучит по-новому обыгранная тема Волги. 


Фёдор Александрович создавал свои поэтические пейзажи в непростое время — ведь именно в 70-е годы XIX века молодые художники, вдохновленные критическим реализмом И. Е. Репина и В. Г. Перова, пересматривают централизацию на социальной проблематике. Однако  Васильев не изменяет той природной гармонии красок ради живописных тенденций времени.


Среди товарищества художников самым близким к Васильеву был взявший его под свою опеку И. Н. Крамской, а также И. И. Шишкин, с которым Фёдор Александрович часто ходил на этюды.


Фёдор Васильев


Одним из самых запоминающихся для Ф. А. Васильева стал 1871 год — он в течение одного месяца пишет знаменитую "Оттепель", которая немедленно привлекает к себе внимание публики не столько живописным мастерством автора, сколько удивительным для того времени желанием выразить чувства тоски и тревоги через пейзаж. Автору поручили написать копию для царской семьи и удостоили первой премии ОПХ. По колористическому решению картина находит параллели с выставленной в том же году работой А К. Саврасова "Грачи прилетели".


Находясь в зените славы, Фёдор Александрович неизлечимо заболевает туберкулёзом, и Общество поощрения художеств даёт Васильеву средства для поездки в Крым. Там живописец прожил около двух лет, оставив после себя множество рисунков и незаконченных работ, которые были большей частью раскуплены. За его крымские полотна "Мокрый луг", "Болото" и "Крымский вид" в 1872 году ОПХ присуждает художнику ещё одну премию. В возрасте двадцати трёх с половиной лет он умирает, оставаясь одним из выдающихся талантов русской пейзажной живописи второй половины XIX века.



Александра Тимонина



 

Рекомендуем

Мария Тенишева. Гордость всей России
Валерий Тодоровский «Потусторонняя слава»
Вупи Голдберг. Истинный цветок подмостков и экрана
ТРАМ, здравствуйте!
Забытый хоррор ("Дары смерти" реж. Шон Бирн)
Чингиз Айтматов. Лицо советского востока
Владимир Зельдин-100 лет!
Иван Айвазовский. Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную память
Просто о непростых вещах
Брюс Вебер – гений современной фотографии