Партнеры Живи добром

Фёдор Васильев. Душа пейзажа


Фёдор Александрович Васильев

(1850 — 1873) 


Фёдор Александрович Васильев — знаменитый русский художник пейзажист второй половины XIX века. Родился в Гатчине, близ Петербурга, в семье небогатого почтамтского чиновника. Будучи внебрачным сыном, он был вынужден с детства зарабатывать на жизнь — ещё двенадцатилетним ребенком он поступает на службу в Главпочтамт, а после трагической смерти отца в 1865 году становится единственной опорой семьи: подрабатывает писцом и нанимается к реставратору картин и художнику П. К. Соколову. Именно там были замечены удивительные способности Васильева к рисованию, и будущий живописец решает поступить в Вечернюю рисовальную школу при Обществе поощрения художеств (ОПХ). 


Фёдор Васильев


В 1867 году ко времени окончания обучения, юный Васильев пишет  Валаамские этюды с натуры, которые впоследствии были выставлены в ОПХ. Его живописное мастерство росло необычайно быстро, и уже в 1868 году он создаёт достаточно зрелые шедевры, такие как "Деревенская улица", "Возвращение стада", "После грозы", в которых явственно проступает стремление художника к более красочной передаче лиричного восприятия природы.


Ф. А. Васильев поступает в Академию художеств в качестве вольноопределяющегося ученика, при этом получая звание художника 1-й степени при одном условии: выдержать экзамен по научному курсу. 


Летом 1870 года состоялась поездка на Волгу, которая длилась четыре месяца. Предпринятая с молодыми, но уже зарекомендовавшими себя живописцами И. Е. Репиным и Е. Е. Макаровым, она привносит множество новых впечатлений. После путешествия Васильев пишет "Зимний пейзаж" и ставшую популярной картину "Вид на Волге. Барки", да и в последующих его работах не раз звучит по-новому обыгранная тема Волги. 


Фёдор Александрович создавал свои поэтические пейзажи в непростое время — ведь именно в 70-е годы XIX века молодые художники, вдохновленные критическим реализмом И. Е. Репина и В. Г. Перова, пересматривают централизацию на социальной проблематике. Однако  Васильев не изменяет той природной гармонии красок ради живописных тенденций времени.


Среди товарищества художников самым близким к Васильеву был взявший его под свою опеку И. Н. Крамской, а также И. И. Шишкин, с которым Фёдор Александрович часто ходил на этюды.


Фёдор Васильев


Одним из самых запоминающихся для Ф. А. Васильева стал 1871 год — он в течение одного месяца пишет знаменитую "Оттепель", которая немедленно привлекает к себе внимание публики не столько живописным мастерством автора, сколько удивительным для того времени желанием выразить чувства тоски и тревоги через пейзаж. Автору поручили написать копию для царской семьи и удостоили первой премии ОПХ. По колористическому решению картина находит параллели с выставленной в том же году работой А К. Саврасова "Грачи прилетели".


Находясь в зените славы, Фёдор Александрович неизлечимо заболевает туберкулёзом, и Общество поощрения художеств даёт Васильеву средства для поездки в Крым. Там живописец прожил около двух лет, оставив после себя множество рисунков и незаконченных работ, которые были большей частью раскуплены. За его крымские полотна "Мокрый луг", "Болото" и "Крымский вид" в 1872 году ОПХ присуждает художнику ещё одну премию. В возрасте двадцати трёх с половиной лет он умирает, оставаясь одним из выдающихся талантов русской пейзажной живописи второй половины XIX века.



Александра Тимонина



 

Рекомендуем

Непристойный Пьетро Аретино
38-й ММКФ. Конкурс. "Дневник машиниста" реж. Милош Радович
Кино. Премьера. "5-я волна"
Интригующая сдержанность Джейн Остин
Черный русский
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2014/2015. День второй
Шарль Бодлер. Тот, кого не любят, но помнят
Испанская чаровница, Мадридская Мадонна или просто милая Пе
Рассказ Тонино Гуэрра «Подвешенный кофе»
Станислав Ростоцкий. Энциклопедист советского кино