Партнеры Живи добром

Грегуар Мишонц: творчество вопреки реальности


Грегуар Мишонц (22 марта 1902 года, Кишинёв, Бессарабская губерния – 29 декабря 1982 года, Париж) – французский художник. 


Если вы отправитесь на просторы Интернета для поиска информации о Грегуаре Мишонце, то, пожалуй, в одной из первых строк на любом сайте вы прочтёте, что он являлся близким другом Генри Миллера. Сложно сказать как Миллер изменил жизнь Мишонца, но он как минимум изменил его имя. 


До знакомства с одним из величайших писателей ХХ века Грегуар Мишонц, уроженец Молдовы, а тогда ещё, в 1902 году, Бессарабской губернии, звал себя не иначе как Григорий Мишозник. 


Мишозник родился в 1902 году в Кишиневе в еврейской семье среднего достатка. Был он одним из пяти детей. О его жизни до семнадцати лет известно крайне мало, но очевидно, что у юноши была большая тяга к искусству. В 1919 году он поступил в Академию пластических искусств к Шнееру Когану и Александру Плэмэдялэ (известные бессарабские скульпторы, художники и педагоги). Там он до 1920 года изучал иконопись и овладел техникой темперы по левкасу на деревянной основе. Позже он продолжил обучение в Бухарестской Академии художеств, но Грегуара, тогда ещё Григория, как и всех молодых живописцев тянуло в Париж. 


Грегуар Мишонц


В 1922 году Мишонц наконец-то добрался до Парижа, путь его был не легким – через Стамбул и Марсель. Марк Шагал говорил про Париж, «здесь или помирали с голоду, или становились знаменитыми». Мишонц, очевидно, выбрал второй путь. 

 
Глубокая человечность этого художника всегда привлекала к себе людей. Вскоре после переезда Грегуар Мишонц познакомился и сдружился с Максом Эрнстом, а позже даже с нелюдимым Хаимом Сутиным. Несколькими годами позже он, как уже говорилось выше, познакомился с Генри Миллером и поменял имя. 

 
После знакомства с Максом Эрнстом Мишонц недолго работал в духе сюрреализма, приблизительно с 1927 по 1930 год. В 1931–1932 жил в Кань-сюр-Мер, провёл первую персональную выставку в своей мастерской в Антибе. В 1934–1936 выставил в  Salon des Surindépendants серию крупноформатных композиций, которые определил как «натуралистический сюрреализм». Писал портреты, городские пейзажи и многофигурные уличные сцены с элементами гротеска. 


Грегуар Мишонц

 
И все-таки Грегуар в своём творчестве оставался верен своему внутреннему миру, сторонясь авангардистских тенденций. Он настойчиво, но не без доли юмора, относил себя к так называемым «сюрнатуралистам».


Мишонц создавал странный мир, полуреальный, полувоображаемый. Особенностью его техники было применение прозрачной лиссировки, которая делалась как в старину. Благодаря этому его картины смотрелись как драгоценная старая живопись. 


В 1937 году Грегуар Мишонц вместе со своим другом Генри Миллером впервые посетил Соединенные Штаты Америки и там встретил свою будущую жену – шотландскую художницу Уне МакЛин. Военные годы не обошли художника стороной. В 1939 году он ушёл на фронт, в 1940 году попал в плен под Бременом в Германии, в 1942 году был освобождён и вернулся во Францию. Но война, к сожалению, оказалась не последним сильным потрясением для Мишонца. В 1943 году произошёл очередной «удар» - умер близкий друг художника – Хаим Сутин. Грегуар очень тяжело переживал эту утрату. 


В 1947 году Мишонц получил французское гражданство. К тому времени он уже успел открыть мастерскую на улице Сены. В 1949 году его ранняя значительная работа «La moisson» (Урожай) была приобретена Французским фондом современного искусства. Грегуар Мишонц стал знаменит. В 50-е годы Мишонц много путешествовал по Америке с Миллером, а так же неоднократно навещал свою мать, которая жила в Израиле.


Одно время его стала привлекать декоративность, сочетания приглушенных тонов. Однако в последние годы художник отказался от лиссировки, его композиции стали более подвижными. Но в целом творчество Мишонца представляет собой единое целое. Такое ощущение осталось у зрителей его крупной ретроспективной выставки, проходившей в 1978 году в Культурном центре Труа. 


Грегуар Мишонц


В окрестностях этого города – на мельнице Жюльи, Мишонц провёл свои последние годы. Он подолгу жил там, приглашал туда друзей и коллекционеров. Здесь он создал большую часть своих картин, которые позже были похищены. Эта кража стала последним ударом. Мишонц начал угасать и вскоре умер в Париже от сердечного приступа. 


Грегуар Мишонц в значительной степени поспособствовал сближению художников старшего поколения старых «монпарнасцев», с «новой волной» русских художников эмигрантов и навсегда вошёл в историю мировой живописи.



Светлана Коваленко



 

Рекомендуем

Михаил Барышников: «Я никогда не чувствовал ностальгии»
Кино. Премьера. "В центре внимания"
Арми Хаммер: Прекрасный принц о неконтролируемом мужском эго
Роми Шнайдер. Часто воспоминание самое прекрасное в жизни
Борис Пастернак. Жизнь и опала
Дом – всюду («Земля кочевников», реж. Хлоя Чжао)
38-й ММКФ. Конкурс. "Центр моего мира" реж. Якоб М. Эрва
The Midnight Gospel. Как мультсериалы начали учить медитации и почему на это стоит посмотреть
«Жить – значит петь»
Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Первый день