Гуманист с кистью31 декабря 1869 года родился Анри Эмиль Бенуа Матисс. Он появился на свет в Пикардии, бывшей центром ткачества и прядения. Несколько слов сначала о работах мастера. Многим искусство Матисса может показаться простым и осязаемым, но художник был очень трудолюбив, вкладывая в каждую работу огромный труд. По словам его русской помощницы Л.Н. Делекторской, он, недовольный результатами своей работы, однажды собственноручно уничтожил порядка 500 своих рисунков. Непростыми был и его поиск творческого пути. Он не всегда был фовистом, работал Матисс и в жанре импрессионизма, и даже реализма. Но всё это едва ли выражало подлинные чувства Матисса. Слишком изящный импрессионизм, слишком сдержанный реализм…
Его открытием, детищем и утешением стал фовизм – направление в живописи конца XIX – начала XX века, характеризующееся упрощёнными формами и ярким колоритом, неукротимой палитрой. Да, это Матисс. Но следует подчеркнуть, что он был квинтэссенцией достижений своей эпохи, поэтому никогда не забывал традиций: в его полотнах и Моне, и Сезанн, и Эжен, и Делакруа, и Тёрнер, и многие другие. Анри рос в семье предпринимателей, и как было типично для тогдашнего времени, обучался юриспруденции и даже немного успел поработать в этой сфере. Но столь «оригинальную» карьеру прервал приступ аппендицита. Чтобы скрасить пребывание сына в больничных стенах, мать принесла ему художественный инвентарь. Матисс обрёл иной мир, новый и райский. Не обошлось и без драмы: отец был на грани гнева и разочарования, узнав, что его старший сын принял столь эксцентричное решение – оставить юридическую практику и стать художником! Сразу ли слава нашла его? Какие ключевые характеристики отличают Анри от прочих мастеров авангарда, в том числе и Пикассо, его близкого друга? Матисс стал по–настоящему известен лишь после Второй Мировой войны. Как же долго ему пришлось ждать! Но нужды он не знал. Начиная с 1908 года, русские коллекционеры заказывали и покупали полотна Матисса, в частности, прославленный «Танец» был написан для Сергея Ивановича Щукина. Последний, кстати, собрал целую сокровищницу из творений французских модернистов, что она и сегодня составляет большую часть коллекций модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ.
Анри Матисса мы любим за его неповторимый талант, и каждый заметит у него несколько особо характерных черт: 1) Любовь к портрету как таковому. 2) Проникновенные и чёткие контуры 3) Страстные, непредсказуемые цвета 4) Динамика форм 5) Бесстрашие перед черным цветом Несколько слов об увлечении чёрным. Художник любил повторять: «Когда я не знал, какой цвет класть, я клал чёрный!». У него даже была статья под названием «Чёрный – это тоже цвет!». Это словно диспут с традицией. Поразительно, какое возникает противоречие с лидером импрессионистов Клодом Моне, а ведь Матисс и сам некогда был увлечен импрессионизмом. Что касается линий, то вот как мастер объяснял их и суть собственного творчества вообще: «Рисунком, линией я непосредственно передаю своё чувство. Это возможно из-за простоты самого приёма. Однако, мои рисунки более закончены, чем могут показаться некоторым людям, считающим их набросками».
Интересно пристрастие Матисса к портретной живописи. Он был своего рода «гуманистом кисти». Художник писал в своей книге «Джаз»: «Характер нарисованного лица зависит не от его пропорций, а от одухотворяющего его внутреннего света». Его портреты стали, пожалуй, «эпохой Возрождения» жанра. «Искусство портретирования теперь почти забыто. А оно может быть источником неиссякаемого интереса для того, у кого есть талант портретиста или просто любознательность». В 1941 году Анри Матисс перенёс тяжелую операцию, после которой был прикован к постели. Но, как уже упоминалось, это была крайне трудолюбивая личность и невообразимо сильная… «Талант — это способность противостоять неприятностям», - эти слова он считал своей главной характеристикой в те годы. То было время, когда он упростил своё педантичное искусство, но ввёл в него все существующие стили и направления, так что вместо фовизма его можно было бы назвать «эклектизмом».
В это время Анри Матисс иллюстрировал, оформлял и писал книги, рисовал и даже стал создателем убранства капеллы. Его главным и абсолютным трудом стала книга «Джаз», исполненная иллюстрациями и мыслями художника. В 1947 году Анри Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье. У новоиспеченных друзей тогда родилась идея создания капеллы – Чёток в Вансе. Художник целиком оформил капеллу, все витражи и фрески. «Не я выбрал эту работу, судьба определила мне её в конце моего пути, моих поисков, и в Капелле я смог объединить и воплотить их». Четыре года интенсивного труда, наверное, продлили жизнь Матиссу, потому как силы не оставляли его, покуда была жива идея. Капеллу освятили 25 июня 1951 года. Анри Матисс скончался 3 ноября 1954 года.
Елена Тимофеева
|
Рекомендуем |