Искусство гравюры Василия Матэ
Василий Васильевич Матэ – мастер репродукционной гравюры, талантливый художник родился в 1856 году на территории Восточной Пруссии (нынешняя Литва). Свое призвание он осознал в 14 лет, когда поступил в Рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств, где проучился до 1875 г.. С 1872 года он становится любимым учеником художника-гравера Лаврентия Серякова, который впоследствии завещал ему все свои инструменты.
От своего горячо любимого преподавателя В. Матэ учится искусству ксилографии. К слову, ксилография – это вид гравюры на дереве, для ее создания рисунок необходимо вырезать на деревянной доске, затем покрыть краской и напечатать ее на бумаге или на другом материале. Различают репродукционную и обрезную и гравюру, с первой как раз и работал Василий Матэ. В 1875 году юный художник поступает в Академию художеств при Федоре Иордане. Получив там серебряную медаль за двухцветную репродукционную гравюру с этюда головы Иоанна Крестителя, в 1880 году его отправляют в Париж. Там он учится у ксилографа Адольфа Паннемакера, затем у офортиста (гравер на металле) Фердинанда Гайара.
На начальном этапе творчества нашего героя интересовало воспроизведение живописных оригиналов с известных картин техникой репродукционной ксилографии. Но это не означает простое копирование картины, сам В. Матэ высказывался по этому поводу так: «Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки».
Его лучшие ксилографические работы приходятся на вторую половину 1880-х и начало 1890-х гг., например, гравюра по «Боярыне Морозовой» (1887 г.) Василия Сурикова, которая была осуществлена по фотографии присланной самим художником, гравюра по «Запорожцам» (1892 г.) Ильи Репина, написанная с эскизов живописца, а также воспроизведение картин В.М. Васнецова, И.П. Трутнева, Э. Мурильо, Х. Рембрандта. Его гравюры пользовались высоким спросом в популярных журналах и хрестоматиях.
Вскоре репродукционная гравюра перестает интересовать художника и в 1899 году он обращается к гравюре на металле – технике офорта. Из всех жанров ему наиболее нравилось воспроизводить портреты, ведь из 278 гравюр выполненных на металле (в офорте) 225 из них - портреты. По высокому мастерству и технике исполнения более всего выделяются портреты М.П. Беляева, П.М. Третьякова, написанные В. Матэ в технике офорта, ему принадлежат портреты художника В. В. Верещагина, театрального и литературного критика В.М. Гаевского, актера В.Я. Самойлова, юриста Д.А. Ровинского, писателя Д.В. Григоровича, историка и журналиста С. Н. Шубинского и др.
Василию Матэ несказанно повезло – он был признан при жизни и пользовался большой популярностью среди своих современников. С 1884 году он преподает в Санкт-Петербургском Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, через десять лет был приглашен в Академию художеств на кафедру гравюры, где занимается возрождением искусства гравирования, которое уже пришло в упадок.
В этом учебном заведении он преподавал искусство ксилографии и офорта, его ученики и дальнейшие последователи А. П. Остроумова-Лебедева, П. А. Шиллинговский, И. Н. Павлов, впоследствии стали известными граверами. К нему, как к учителю обращались и другие известные художники: И. Е. Репин, И. И. Левитан, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов и др. Василий Матэ скончался в 61 год (1917 г.), оставив после себя огромное наследие и плеяду талантливых учеников.
Анна Малинина
|
Рекомендуем |