Партнеры Живи добром

Истинный представитель богемы - Амедео Модильяни


Сердце Европы ХХ-ого века – Париж. Этот город принимал тысячи путников, искателей истины и свободы, некоторых из них Париж одаривал любовью, других он безжалостно поглощал и никогда не отпускал на свободу. Амедео Модильяни был одним из бесконечного потока свободных художников, но остался он в истории как неповторимый и непонятый гений Парижской школы. 


Амедео Модильяни


Родина Модильяни – Италия, он всегда любил ее и называл милой. Появился на свет Амедео Модильяни в семье итальянских евреев, в Ливорно, 12 июля 1884 года. Малыш Дедо, а именно так называли его в семье, был привязан к маме, Евгении, которая распознала в мальчике  способность к рисованию и отправила его обучаться в школу Гильельмо Микели.


Уже в 15 лет Амедео Модильяни решил для себя, что хочет посвятить жизнь искусству. Мальчик болел все детство и юность, но получал достойное образование, знал французский, увлекался философией и сосредоточенно изучал историю искусств. В 1903 году Амедео Модильяни стал студентом Свободной школы обнаженной натуры при Венецианском институте изящных искусств. В этот период юный Дедо начал вырабатывать индивидуальную манеру письма. Стремление Модильяни к совершенству в живописи привело его к отличию от всех существовавших тогда художественных направлений. 


Спустя 3 года жизни в Венеции Амедео Модильяни все чаще задумывался о Париже. Он жаждал жизни в художественном котле безумного города, который мог дать ему вдохновение. Так, в 1906 году, Амедео Модильяни переехал в Париж. С деньгами ему помогала мама, она поддерживала творческие поиски сына. Буквально через год Дедо превратился в Моди, он окружил себя аналогичными вольнолюбивыми художниками, пристрастился к алкоголю и наркотикам,  неистово писал картины и искал стиль. Амедео Модильяни любил богемную жизнь, он наслаждался духом города, его обитателями. Утрилло, Сутин, Жакоб, Пикассо и десятки других художников и поэтов – все они жили бок о бок на Монмартре. Небольшие деньги, вырученные с редких продаж картин, Моди спускал в кабаре, барах, угощал друзей и женщин. За эти 3 года Модильяни выставлялся вместе со знаменитыми художниками, но признания зрителей и критиков он не получал. В 1909 году Модильяни познакомили с эксцентричным скульптором Константином Бранкузи, который обучал его работе с камнем.


Бранкузи верил в талант Амедео Модильяни, все художники того Парижа считали Моди гением, но в один голос называли его чрезмерно упрямым. Поскольку денег категорически не хватало, Модильяни крал дерево и песчаник для скульптур со стройки парижского метро. Свои скульптуры Модильяни называл столпами нежности.  


Амедео Модильяни


В такой активный творческий период Модильяни познакомился с Анной Ахматовой, в то время она была в свадебном путешествии вместе с Николаем Гумилевым. Анна покорила художника, он видел в ней царицу Египта, восхищался ее талантом и бесконечно вдохновлялся ею.  Позже Ахматова говорила, что характер их связи был сугубо платоническим. Они любили друг друга так, как могут любить только художники, обменивались энергией. Этот «роман» положительно влиял на творчество обоих. Модильяни много писал Анну Ахматову, но практически ничего не сохранилось. Большинство сгорело во время революции, ведь свои работы Модильяни отправлял Анне Ахматовой в Россию. 


Когда Европа погрязла в Первой мировой войне, Амедео Модильяни продолжал творить в Париже. Для фронта он был непригоден, поэтому богемная жизнь шла неизменно. Он, как и раньше, рассчитывался в барах своими рисунками, пил, курил гашиш и писал портреты своих друзей. Но летом 1914 года он встретил английскую поэтессу, цирковую артистку, журналистку, путешественницу, искусствоведа Беатрис Хастингс (Гастингс). Муза была под стать художнику. Амедео и Беатрис сотрясали Париж ссорами, обоюдными оскорблениями и постоянными перемириями. Модильяни был готов нападать на каждого, кто посмотрит на его женщину. Не жалел он и Беатрис, ей доставалось от Модильяни, если тот подозревал флирт. Они были безумной парой: ненасытный, диковатый, богемный художник и эмансипированная, обаятельная, интеллектуальная и немного странная англичанка.


С ней Модильяни стал меньше пить, но не перестал употреблять наркотики. Беатрис этого простить не могла, поэтому известны случаи, когда Модильяни в разгар ссоры мог выкинуть Беатрис из окна, настолько он не мог переносить язвительность и контроль этой женщины. Но, независимо от особенностей их романа, рядом с ней Модильяни пишет свои лучшие работы. Отношения закончились через 2 года, Беатрис его бросила. 


После Беатрис у Модильяни случился малоизвестный сегодня роман с Симоной Тиру. Он не любил ее, но обладал физически и морально. Симона же любила Моди очень нежно и искренне. Сына, которого она родила, Модильяни никогда не признавал и слышать о нем не хотел. Симона Тиру пережила Моди на год, тело ее было передано для анатомических исследований. Сын, Жерар, умер в 2004 году. Он был католическим священником.   


Возможно,  Модильяни не хотел думать о Симоне и сыне, так как уже был поглощен новой любовью - Жан Эбютерн. Они встретились весной 1917 года. Юная студентка-художница Жан стала моделью Моди, вскоре они жили вместе. Конечно, Жанна была не единственной моделью, но ее Модильяни считал женой. Мы мало знаем об этом периоде, но все свидетельствует о том, что Жанна пыталась продлить жизнь художника, гармонизировать ее. Весной 1918 года пара переехала в Ниццу, климат и отсутствие войны благотворно влияли на здоровье и настроение Модильяни. Хотя вылечить его запущенный туберкулез было уже невозможно. В ноябре у них родилась дочь – Жанна Модильяни. Известно, что Амедео Модильяни хотел жениться на Жан, но почему это не произошло никто не знает. В это время друг, агент Леопольд Зборовский занимался выставками и продажами картин Модильяни. Успех был не за горами! Интерес к творчеству Модильяни возрастал, а вместе с ним и цена на картины. 


Амедео Модильяни


Семья Модильяни вернулась в Париж в мае 1919 года. Амедео был к тому времени совсем слаб, но продолжал работать, Леопольд же со рвением договаривался о выставках.  В Лондоне некоторые картины уже называли шедеврами, а в Париже Модильяни запивал кашель ромом и писал портреты, чтобы хватало на жизнь. Обострение туберкулезного менингита окончательно подкосило Амедео Модильяни. 24 января 1920 года он скончался в больнице для бездомных в абсолютной нищете. По воспоминаниям друзей Моди, Жан не плакала и не говорила возле тела Модильяни. В тот день она вернулась в дом родителей, но не пережила ночь. На рассвете Жан выбросилась из окна. Она была на девятом месяце беременности. 


Похороны Модильяни были пышными, богемный Париж провожал художника, как короля. Жан похоронили тихо рано утром на другой день. Присутствовала семья и близкие подруги Жан, их общих с Моди друзей не пустили за ограду кладбища. Спустя 10 лет семья Эбютерн все-таки согласились перенести прах Жан к Амедео Модильяни. 

Жанна Модильяни посвятила жизнь изучению творчества Амедео Модильяни и Жан Эбютерн. 



Елена Наборовская 



 

Рекомендуем

Марина Влади. Сюжет для большого романа
Габриэль Джебран Якуб: «Скрипичное мастерство — это мир, объединивший науку и музыку»
Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»
PAULA-SILENT CONVERSATIONS
«Импровизационный БАТЛ. Федеральные игры». Севастополь
Марсель Пруст в поисках своего потерянного времени
Лекция Владимира Абашева «Невероятные сокровища Дэмиена Хёрста в Венеции»
«Лето Японии в Музее Востока»
Виртуальная экскурсия по музею ретро-автомобилей в Москве
Вчера. Сегодня. Завтра. Дела музейные?!