Партнеры Живи добром

Клод Моне. Объятый впечатлением

«Отважный солдат армии искусства», - такими словами характеризовал Оскара Клода Моне его современник Леон Бийон. Действительно, судьба «вождя» импрессионистов отнюдь не всегда напоминала его залитые солнцем воздушные картины, но была такой же «натуралистичной», весьма походившей в некоторые периоды на этюд к человеческому существованию или даже на поле сражения.

Моне следовало считать не только лидером импрессионистов, но и обладателем, пожалуй, самой «колоритной» судьбы: он прошел все стадии жизни талантливого человека – от крайней нищеты до триумфа, от отрицания общественностью идей ему близких до недосягаемой популярности, от чествования к забвению. Моне пережил свои идеи, свою славу… Пережил он и всех близких ему людей.

Клод Моне

Оскар Клод Моне родился в пригороде Парижа 14 ноября 1840 года на улице Лафитт 45. Это была южная часть Монмартра, еще не ставшего главным пунктом богемной жизни Франции. Когда Клоду было 5 лет, семья из-за финансовых трудностей переехала в Гавр-де-Грас, что в Верхней Нормандии. Это место и стало родным для маленького Оскара Клода. В 1851 году Клод поступил в коммунальный колледж. Хорошими отметками и прилежностью он никогда не славился. Как позже вспоминал сам Моне, он был поистине нерадивым учеником: «Коллеж и в самом деле казался мне тюрьмой. Я не мог решиться не то, что жить там, но и просто проводить в нем четыре часа в день, - особенно, когда на улице светило солнце, море манило к себе и так хотелось резвиться на лужайках или плескаться в воде! Лет до четырнадцати или пятнадцати я, к великому разочарованию своих родителей, вел совершенно неправильный, но зато здоровый образ жизни. Между делом мне удалось с грехом пополам освоить четыре арифметических действия и получить слабое представление о грамотном письме…». Мальчика влекло к рисованию, это стало очевидным в совсем юном возрасте, когда Клод, развлекая себя на уроках, изрисовывал фантастическими рисунками все тетрадные листы…

Отец художника, Адольф Моне, никогда не находил с сыном общего языка, поскольку интересы их контрастировали: Старший Моне был бакалейщиком, имея весьма мещанские представления об искусстве. Зато мать Клода, Луиза Жюстина Обре, обладала большими способностями в музыке, а тетя, Мари Жанна Лекадр, и вовсе была художницей. Не поддержал юного художника отец и в моменты первой славы как карикатуриста. В пятнадцать - шестнадцать лет Клод был абсолютно поглощен рисованием карикатур, решив во имя этого дела навсегда покинуть стены школы. Адольф пришел в ярость, выдалась, конечно, страшная ссора, но свои первые деньги Клод Моне заработал именно шуточными портретами. В это время художника все знали как Оскара, а не Клода Моне, вероятно, по этой причине работы, подписанные «О. Моне», практически не дошли до наших дней. Художник стал настоящей звездой, а его рисунки были весьма узнаваемы. В 1857 году 28 января произошла страшная трагедия: умерла мать Клода, его самая прочная и верная опора в семье. Отношения с отцом накалились пуще прежнего. Единственным соратником оставалась его тетя, хотя занятия карикатурой не одобряла и она. В конце концов, именно слава карикатуриста помешала Клоду получить стипендию от властей Гавра на обучение живописи в столице. Еще одной причиной отказа стала репутация его учителя, Будена. Эжен Буден был одним из предшественников импрессионизма, естественно, как любого (или почти любого) первопроходца, его не понимали. Известность пришла к нему на пороге смерти…

Клод Моне

Изначально юный Моне вовсе не восхищался работой Будена. Даже отклонил несколько предложений о совместном пленере, но уступив, он был просто поражен: «Как будто пелена спала с моих глаз. Я вдруг понял, разом постиг, чем может быть живопись. Да, если я и стал художником, то только благодаря Эжену Будену!» С подачи последнего (не без собственного желания, конечно же) Моне все-таки покидает Гавр и отправляется в Париж в 1859 году. Не получив от отца никакой материальной поддержки, Клод не бедствовал: за время работы карикатуристом ему удалось скопить приличную сумму, да и тетка стала настоящим благодетелем…Буден направил ученика прямиком в мастерскую Труайона. Работать с новоиспеченным наставником Моне отказался, при этом ярко проявился его упрямый характер живописца: «В общем-то, мне нравится, как работает Труайон…Вот только тени он зачерняет...» И следом восклицал: «Черный – это не цвет!» Зато куда больше Моне приглянулась работа в Академии Сюисса – непримечательной мастерской, носящей столь пафосное имя. Главным достоинством этого места была сквозящая в каждом движении, в каждой детали свобода, искренность и непринужденность. «Мне здесь нравится!» - заключил Моне.

Через год, в 1860-м, когда Клоду исполнилось 20 лет, его призвали в армию. Местом службы стал Алжир. Главным навыком французского солдата в этот период являлось умение хорошо держаться в седле, чего нельзя было сказать о Моне: коренастый, небольшого роста (всего 165 см), он не был впечатляющим наездником…Заболев в лагере брюшным тифом, Моне из лазарета «выписался» прямо в Париж. По совету Тульмуша, Клод отправился брать уроки у Глейра, в мастерской которого он и встретился с Ренуаром, Сислеем, Базилем и др. Это был прекрасный период в жизни Клода Моне, беззаботный и счастливый. Друзья путешествовали, писали этюды… Но длился он недолго. Вернувшись в Париж, Моне принял участие в Салоне 1865 года. Курьезный случай произошел в ходе выставки: жюри, развесив полотна в алфавитном порядке, поставило Мане и Моне по-соседству, тогда посетители выставки незамедлительно поздравляли Мане, выставлявшего здесь «Иисуса и бичующих его воинов», а также «Олимпию», с мастерством его «марин». Мане в ярости покинул выставку. Несколько позже карикатурист Андре Жиль напишет: «Моне или Мане? Моне! Но появлением этого самого Моне мы обязаны Мане! Браво, Моне! И спасибо, Мане!»

Клод Моне

Салон 1865 года был не менее эффектным, ведь здесь Моне выставлял свою «Даму в зеленом», для которой позировала девятнадцатилетняя Камилла Леония Донсье. Роман Камиллы и Моне недолго оставался беззаботным, вскоре она забеременела, а сам Моне уехал в Гавр. У них не было ни финансов, ни жилья, они даже не зарегистрировали собственный брак! С этого момента начались по-настоящему голодные годы. Клод немало работал, но, как и любое новшество, его картины воспринимались публикой зачастую очень холодно, а если их и покупали, то тайно и за бесценок. В эти годы Моне часто занимал у Базиля, докучая ему мольбами и укорами в письмах. Семье Клода часто помогал и Ренуар, приносивший в дом Моне хлеб, иногда мясо и вино…Ему не хватало даже материалов, чтобы писать. В 1870 году началась франко-прусская война. Не желая быть причастным к ней, Моне взял билеты на корабль до Лондона и отправился туда, как и прежде без жены (и уже рожденного маленького Жана). В 1871 году скончался отец Клода. На наследство, помимо Моне, претендовал его брат Леон и сводная сестра от молодой жены Мари. Но битву за нажитое отцом художник вести не стал, в том же году уехав в Голландию. В этот период Моне не был обременен финансовыми затруднениями, так как продажи его картин шли успешно. Позже Камилла и Жан перебрались к Клоду. Они провели несколько месяцев в небольшом городе Заандам с населением всего в 10000 человек. Здесь Моне удалось в короткий срок написать целую серию из 25 полотен. Дела художника шли в гору, вернувшись из Голландии ему удалось продать картин на 21800 франков. А на дворе стоял 1873 год…

Клод Моне

Академическое жюри Салонов продолжало отклонять и игнорировать работы Моне, Дега, Ренуара, Йонкинда и других. «Друзья по несчастью» искали способ показать публике свои творения. Так родилась идея нового живописного течения, получившего имя от одной из картин Клода Моне – «Впечатление. Восход солнца» (1872 г., «Impression, soleil levant»). В 1874 году, 15 апреля на бульваре Капуцинов открылась первая выставка импрессионистов. Тридцать художников, бросивших вызов официальному искусству, действительно оказали на публику впечатление. Шквал критики и споров обрушился на новоиспеченное объединение. Материальное положение лидера группы снова напомнило о себе пустеющим кошельком. Тогда, в мае 1874 года, Клод Моне продал свое самое знаменитое полотно «Впечатление. Восход солнца» всего за 800 франков коллекционеру Эрнесту Ошеде. А во Франции бушевал экономический кризис.. Касса импрессионистов (Художники добровольно пожертвовали по 1\10 гонораров с картин на устройство первой выставки) опустела как раз в тот момент, когда они задумали организацию второй выставки. Кому-то пришла в голову идея организации выставки-продажи, ставшей страшным ударом, в частности, для Моне и Ренуара. В зале царило такое невежество, такая агрессия, что посетители норовили проткнуть зонтами полотна некоторых мастеров. По итогу, Моне не получил ни гроша. Но газетная критика уже несколько смягчилась. Вторая выставка состоялась в 1876 году. Критика была даже строже, чем в первый раз. Она ударила еще и по карманам выставлявшихся художников: после этого картины или не продавались вовсе, или уходили за бесценок. Моне вновь был стеснен в средствах.

Летом этого же года Моне знакомится с Эрнстом Гошиде, а через год чета Моне и семья Эрнста съезжаются.Теперь выставки импрессионистов уже не редкость: третья прошла в 1877 году, четвертая – в 1879. Но успеха их картины, как и прежде, не имеют. В 1879 году в возрасте 32-х лет умирает супруга Моне. Камилла страдала и мучилась от туберкулеза. Клод пишет портрет жены на смертном одре. В 1880 году происходит персональная выставка Клода Моне у Жоржа Пти. Материальное положение постепенно стабилизируется, художнику теперь не приходится думать о хлебе насущном. В это время он много работает и путешествует. В 1883 году умер Эдуард Мане. Кончина предвестника импрессионизма совпала с датой окончания существования группы. Наш герой в 1886 году добивается, наконец, признания и навсегда забывает о финансовых проблемах: теперь он известен не только в Старом, но и в Новом свете. В период с 1898 по 1912 год его доход колебался около цифры в 200 тысяч. В 1890 году он выкупает поместье в Живерни, где живет вместе со своими детьми и семейством Гошиде. Эрнст Гошиде в 1891 году умирает, а Моне берет в супруги его вдову Алису, к которой давно испытывает сильные чувства. Поместье, кстати, имеет совершенно уникальное значение для мира искусства. Особенно примечательным стал сад Клода, о котором он говорил так: "Самое прекрасное мое произведение - мой сад".

Клод Моне

Вслед за свадьбой, Моне приступает к работе над циклом картин «Стога», затем пишет серию работ под названием «Тополя». Его последнее творение, также многочисленное, «Кувшинки», над которыми художник будет работать вплоть до собственной кончины. В 1908 году у Моне начались серьезные проблемы со зрением, а в 1912 году у него обнаружили двойную глазную катаракту. Недуг подарил миру новый колорит и новое ощущение цвета мастером. В 1911 году Моне овдовел вновь, а в 1914 году умирает и его сын Жан. Моне замыкается, становится нелюдим и апатичен, но продолжает упорную работу. Клод Моне умер 5 декабря 1926 года. По просьбе самого художника, похороны не были пышными. Так и затихла музыка цвета одного из величайших мастеров в истории искусства.


Тимофеева Елена




 

Рекомендуем

Выставки «Обратись к истокам»
Кино. Премьера. "И грянул шторм"
Ярмарка – храм живой книги
Екатерина Смолина и её «Пальто, как платье»
Спектакль «Баба Шанель» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Фильм недели. Премьера. «Левша»
Метаморфозы судьбы В. А. Тропинина
Программа «Кижские метаморфозы» на острове Кижи
Талантливые и угнетённые. Советские актёры, навсегда уехавшие за границу
Must-have