Короткий путь большого мастера – Фёдор Васильев
«Русская школа потеряла в нём гениального художника» — Иван Крамской.
Современники, а позже исследователи отмечали, что Васильев мог совершить переворот в пейзажной живописи, если бы не его ранняя смерть. Ему было отпущено всего 23 года жизни, но за столь короткий период Фёдор Васильев создал множество произведений, вошедших в золотой фонд русского искусства. Родился художник 22 февраля 1850 года в окрестностях Санкт-Петербурга в семье мелкого почтового служащего. С раннего детства Фёдор Васильев знал, что такое нужда — его отец был игроком и много пил. Будучи двенадцатилетним мальчиком, Васильев уже работал на почте, чтобы хоть как-то помочь своей матери, сестре и двум младшим братьями. Способности к рисованию появились у будущего художника очень рано, но тяжёлая жизненная ситуацию практически не оставляла времени для занятия любимым делом. В 1865 году скончался отец Фёдора, и в возрасте пятнадцати лет мальчик стал главным кормильцем в семье.
С этого момента и начинается путь Васильева как художника. Он устраивается помощником реставратора в Академию художеств, а также начинает посещать вечерние рисовальные классы в Школе Общества поощрения художеств. Тогда же происходит знакомство Фёдора Васильева с художником Иваном Шишкиным. Эта встреча стала одной из главных в жизни Васильева: дружба и работа с признанным пейзажистом способствовали раскрытию таланта молодого художника. Вместе с Шишкиным Васильев совершил поездку на Валаам. В созданных в тот период работах проявляются главные особенности стиля Фёдора Васильева: реалистичность и в то же время удивительный лиризм. Кстати, некоторые историки искусства отмечают, что и картины Шишкина того периода более одухотворенные и «живые». Одна из работ Васильева, написанная на Валааме, была приобретена известным меценатом Павлом Строгановым. Он стал приглашать художника в свои имения, где Васильев не только мог полностью посвятить себя творчеству, но и познакомиться с другими художниками. Благодаря Строганову работы Васильева стали продаваться, а о молодом талантливом художнике заговорили.
В тот же период Фёдор Васильев вступил в «Артель художников», бывшую тогда центром нового демократического искусства. Артель была создана Иваном Крамским как некая оппозиция Академии художеств. Вступление в неё Васильева было абсолютно логичным, ведь сам пейзажный жанр не занимал важного места в искусстве, по мнению академиков. Кроме того, творчество Фёдора Васильева всегда было очень личным и камерным. В конце 1860 годов Васильев путешествовал по Волге вместе с Ильей Репиным. Художник постоянно делал эскизы и наброски, стремясь не просто передать красоту природы, но и её изменчивость и непостоянство. Программной работой того периода стала картина «Вид на Волге. Барки». В этой картине Васильеву удалось практически невозможное – изобразить воздух. Небо, облака, вода, всё как будто движется, кажется, что можно ощутить дуновение ветра и тепло солнца. «Он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин» — так сказал об этой работе современник Васильева, художник Николай Ге.
В 1871 году Фёдор Васильев создает одну из лучших своих картин – «Оттепель», которую впоследствии приобрел Третьяков. Многие отмечали, что эта работа обладает каким-то особенным очарованием, которое сложно описать словами. Картина получила первую премию в Обществе поощрения художников. Интересно, что второе место досталось работе Саврасова, который на тот момент был признанным художником. Произведение Васильева, получившее столь высокую оценку, должно было открыть перед художником новые двери, ввести его в ранг признанных мастеров. Однако, судьба сложилась по-другому. У Васильева обнаружили туберкулез. Художнику срочно были необходимы смена климата и серьёзное лечение. На выделенные Обществом поощрения художеств средства Васильев отправился в Крым, перед этим заехав в харьковское имение Строганова. Во время недолгого пребывания там художник пишет одну из самых лиричных, даже сказочных своих работ – «Заброшенную мельницу». Находясь в Крыму, Фёдор Васильев работал по старым эскизам. Южная яркая природа не вдохновляла его, не соответствовала тонкому, лиричному настроению его творчества. Кроме того, художник оказался оторван от своих друзей, а его болезнь прогрессировала. Несмотря на это, Васильев смог создать одну из самых лучших своих работ — «Мокрый луг». Зыбкость и изменчивость в ней сочетаются с точной проработкой каждой детали. Фёдору Васильеву удаётся передать объёмность облаков, мимолётность ветра, блеск росы на траве и свежесть раннего утра. Эта работа была удостоена специальной премии Общества поощрения художеств.
Постепенно Васильев привыкает к жизни в Крыму, находит в его природе источники вдохновения. Но его здоровье всё ухудшается. Одно из его последних произведений — «В крымских горах» — пронизано какой-то неопределённой грустью, философскими размышлениями о вечности природы, гор, деревьев и о человеке, который только гость в этом мире. Фёдор Васильев скончался 6 октября 1873 года, ему было всего 23 года. После смерти мастера была организована его персональная выставка, а работы раскуплены еще до открытия. Его назвали «гениальным мальчиком» или «юношей-мастером». За несколько лет он прошел такой творческий путь, какой многие художники не проходят за всю долгую жизнь.
Елизавета Воробьёва
|
Рекомендуем |