Ман Рэй: когда фотография больше, чем просто снимок
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Таков был и Ман Рэй, ставший знаменитым благодаря сразу нескольким своим талантам: фотография, кинорежиссура и живопись. Пожалуй, можно сказать, что главная способность, объединяющая все его таланты, заключалась в том, что он умел запечатлеть моменты истории с помощью различных инструментов: будь то кисть, фотоаппарат или камера. Благодаря нему, мы видим Сальвадора Дали, Эрнеста Хэмингуэя, Фриду Кало и многих других выдающихся личностей такими, какими их видел наш герой. Но, обо всем по порядку. Пожалуй, стоит начать с живописи, как основополагающей всех областей его творчества. В душе Ман Рэй всегда был художником. Ворох его мыслей и образов, крутящихся в голове, рвался на волю, но слова не могли передать то, что не поддается описанию. И тут пришла на помощь обычная художественная кисть и палитра красок. Однако большинство его работ не отличалась яркими оттенками: либо черно-белая классика, либо сдержанные и даже немного мрачные цвета. Изредка можно наткнуться на оттенки желтого и оранжевого, словно редкий луч солнца, озаряющие столь сложный и сухой внутренний мир творца. Главной темой его работ были люди: их эмоции, переживания. Каждая картина рассказывала свою уникальную историю, о сюжете которой можно было только догадываться. В начальных работах Ман Рэя наметанный глаз может проследить подражание гениям того времени. Кубизм, авангард, футуризм, – как только не экспериментировал художник, пытаясь создать нечто уникальное, отличное от всего того, что уже видела капризная публика. В двадцать пять лет он открывает свою первую выставку в Нью-Йорке. И кое-чем все-таки отличился: тогда Ман Рэй первым стал использовать в живописи аэрограф – распылитель краски. Спустя несколько лет молодой художник увлекся фотографией: интерес захлестнул его, и Рэй окунулся в пучину искусства с головой. Так родился тот Ман Рэй, которого мы знаем сейчас. Откровенно говоря, начальное творчество юного фотографа можно сравнить с тем, что сейчас любят называть «современным искусством». Вместе со своим товарищем Марселем Дюшаном он работал в технике «ready-made», иллюстрирующей зачастую скандальные образы, не находящие понимания у своих зрителей.
Особенный успех Ман Рэй приобрел только тогда, когда переехал из Нью-Йорка в Париж. Прослыв одним из крупнейших сюрреалистов и «дадаистов» – представителей авангардистского течения среди художников, писателей и режиссеров в те годы, – он стал водить дружбу с «великими мира сего». Пикассо, Дали, Элюар, Брэтон – самые яркие представители художественной элиты – имели тесные связи с Рэем и восхищались его творчеством. Среди самых ярких работ, принесших ему славу, были «Подарок», «Скрипка Энгра», инсталляция «Объект для уничтожения». Помимо сюрреалистичных работ, Ман Рэй знаменит как мастер фотопортрета. Он работал с такими известными изданиями как «Vogue», «Vanity Fair», «Time», «Harper's Bazaar». Бесчисленное количество гениальных личностей запечатлел его фотоаппарат. Все они смеющиеся, грустящие, удивленные, таинственные и такие уникальные застыли в вечности на фотокарточках, созданных рукой великого художника.
За свою жизнь Ман Рэй прославился, в основном, как гений фотографии. Однако не все знают, что руки творца дотянулись и до кинематографического ремесла. На его счету восемь кинокартин, в создании которых он принимал активное участие. И не удивительно: фотография и видеосъемка тесно переплетены друг с другом. Среди самых ярких фильмов и коротких метров можно выделить «Антракт», «Морская звезда» и «Сны, которые можно купить за деньги». Ман Рэй, а если точней, то Эммануэль Радницкий – именно таким было настоящее имя художника – внес бесценный вклад в развитие фотографии. Он открыл соляризацию и превратил ее в художественный прием; снимал кино через искажённое стекло, продвигал дадаизм. Он признан одним из двадцати пяти самых влиятельных художников XX века, запечатлен на страницах книг и появляется в виде персонажа в кино. «Мужчина, влюбленный в женщину из другой эпохи. Я вижу фотографию». Анна Макрищева |
Рекомендуем |