Партнеры Живи добром

Марсель Дюшан: «Я не верю в искусство, я верю в художников»


Марсель Дюшан имел все шансы стать порядочным французским художником. Вместо этого он стал серым кардиналом искусства ХХ века, сокрушителем «хорошего художественного вкуса» и творческого акта художника. Дюшана называют художником, хотя он практически не писал картин, а вот его идеи оставили неизгладимый след и обеспечили место в «зале славы современного искусства».


Марсель Дюшан


Марсель Дюшан родился 28 июля 1887 года. Он был хорошим, умным мальчиком из приличной французской семьи. А к 14 годам, помимо точных наук, Дюшан заинтересовался рисованием. В его семье уже было много художников: дедушка, трое братьев и сестра – поэтому интерес был вполне закономерен. В 17 лет Марсель переехал в Париж, поселился на богемном Монмартре и погрузился в бушующую атмосферу столицы. Традиционный для Франции конца 19 века импрессионизм завладел парнем. Марсель изучал технику Сезанна и Матисса, подражал им в своих работах. Он даже попытался обучаться рисованию профессионально, поступил в Академию Жюлиана, что не приносило удовлетворения, а, скорее всего, нагоняло тоску. Дюшан быстро отошел от классики и присоединился к самому модному и прогрессивному на то время направлению – кубизму. В группе Пюто, объединение художников кубистов, Марсель Дюшан пробыл недолго. Уже тогда его еще несмелое новаторство и индивидуальность казались неприемлемыми и непонятными. Пютисты занимались вычислением математических основ искусства, выводили теории кубизма и идеальные пропорции изображения – все это не устраивало Дюшана, для него имела значение душа и мысль художника, а не то, что он создает. Подобное отношение к искусству будет главенствовать в 60-х и далее, в постмодернизме, а во времена молодости Дюшана – это был вздор скандалиста, беспрецедентный выпад художника. Марсель Дюшан ворвался со своими идеями в арт-среду Парижа, публика аплодировала выпадам, но вряд ли понимала их. 


Творчество Марселя Дюшана было близко и кубистам, и футуристам, и сюрреалистам, но он никогда не был внутри какого-либо из направлений. Дюшан демонстративно бунтовал против сложившихся канонов и правил искусства. Перед Первой Мировой войной Марсель Дюшан погрузился в авангардистский поиск новых форм искусства. Дюшан подверг критике основы искусства, шедевры мировой живописи и в конце концов низверг столп искусства-творческий акт художника. Марсель Дюшан первым заявил, что художник не обязан создавать нечто новое, закладывая в нем изображение реальности, а может пользоваться уже готовыми вещами, ведь в художнике главное – мысль. Начиная с 1913 года, Дюшан брал обычные, бытовые предметы и ставил на них свою подпись, что превращало обыденность в арт-объект нового поколения. Марсель Дюшан играл со зрителем, показывая ему конвейерный предмет в качестве произведения искусства. Зрители наблюдали за велосипедным колесом, сушилкой для бутылок, мельницей для шоколада и искали скрытые смыслы. Дюшан не выставлял их на выставках, не делал личные выставки, все делалось «в стол», что тоже являлось по сути протестом. Подобный метод стал практически основным у попистов 60-х. А в 10-х годах 20 века Дюшан уже бросил в лицо обществу заявление, что искусство умерло, мол смотрите на сушилку и думайте или не думайте вовсе. Дюшан одновременно убивал искусство и возрождал его.  Новаторство Марселя Дюшана в том, что он не побоялся сказать традиционному искусству, что оно существует эфемерно и оторвано от реальности. 


Марсель Дюшан


Марсель Дюшан переехал в США на время войны. Там он показал свое самое известное и провокационное творение. В 1917 году Дюшан создал «Фонтан», сложно применить понятие «создал», ведь он купил писсуар в обычном магазине, перевернул его, поставил подпись и дал название. Это было начало реди мейд, который позже проник абсолютно во все направления современного искусства. «Фонтан» мог демонстрироваться на выставке Общества независимых художников, но организаторы в последний момент струсили и не допустили работу к показу. На этом подлинный «Фонтан» исчез, Дюшан то ли потерял, то ли выкинул, ведь писсуаров тысячи. Подлинник сфотографировали в студии знаменитого Альфреда Стиглица и опубликовали в журнале. Фотография возбудила и художников, и зрителей. Сколько же было споров! А Марсель Дюшан всего-то посмеялся над искусством и авангардом как таковым. В 50-х, когда интерес к реди мейд возрос, а почитание Марселя Дюшана было повсеместным, он создал несколько копий «Фонтана», которые хранятся в частных коллекциях и в музеях. Появление перевернутого писсуара считается важнейшей вехой искусства, а в 2004 году «Фонтан» был признан величайшим произведением ХХ века.

 

После окончания войны Марсель Дюшан вернулся во Францию и покусился на святейшую «Джоконду» Леонардо да Винчи. В 1918-19 гг. Дюшан пририсовал усики и бородку Моне Лизе, назвал произведение «L.H.O.O.Q.» (примерно переводится так: «У нее жар между ягодицами»). Свою Джоконду художник назвал более современной и доступной для обсуждения. В это время Дюшан нашел-таки направление, которое пришлось по вкусу – дадаизм. Подобные издевательские шутки, как усики Джоконды, идеально подходили беспечным дадаистам. Шутил над Моной Лизой он вплоть до 1964, последнюю назвал «Бритая Мона Лиза».


Дружба с дадаистами раскрывала потенциал и характер Марселя Дюшана. В 20-х годах Дюшан создал Ррозу Селяви, женское альтер-эго художника. Рроза подписывала работы, фотографировалась в качестве модели. К концу 20-х Дюшан постепенно отходил от живописи, все больше экспериментировал с фотографией и кинематографом. В 1923 году Марсель Дюшан порвал связь с художественной культурой. Дюшан не хотел принимать коммерциализацию искусства. С этого момента он посвящал себя шахматам, любимому с детства делу. Иногда участвовал в ретроспективах сюрреализма или дадаизма, но ничего яркого он больше не представлял на суд публики. 


Марсель Дюшан


О лично жизни Марселя Дюшана известно немного. В1927 году Марсель Дюшан вступил в брак с Лидией Левассор, но развелся и остался в одиночестве на долгие годы. В 1954 году Дюшан женился на Алексин Саттлер, она ушла ради него от Пьера Матисса. 


Марсель Дюшан жил последние годы на два города: Нью-Йорк и Париж. Принял американское гражданство, в Америке его боготворили и признавали в нем создателя концептуального искусства. Умер Дюшан на 82 году жизни в Париже, похоронен в фамильном склепе, а эпитафию он сочинил еще при жизни: «Ну, наконец-то! А то всегда умирают другие».



Елена Наборовская



 

Рекомендуем

XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов
Джордж Баланчин. Видеть музыку, слышать танец
Кино. Премьера. "Страна чудес"
Малый театр – зеркало российской истории
Рудольф Нуриев - «Чингисхан танца»
Синклер Льюис. Бегом от скуки
Советская мода 60 — 80 годов: от элегантности до вульгарности
Выставка "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России" в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Северная Корея, какая она?
Не издавай ни звука («Тихое место» реж. Джон Красински)