Партнеры Живи добром

Мишель де Клерк — ядро Амстердамской школы


24 ноября в 1884 году появился на свет Мишель де Клерк - известный архитектор из Голландии. Он происходил из бедной еврейской семьи, и юному Мишелю пришлось рано начинать трудиться. В возрасте тринадцати лет он попал в мастерскую архитектора Эдуарда Кейперса, где и получал свое дальнейшее образование. Во время работы в мастерской де Клерк начал сотрудничество с Питом Крамером и Йоханом ван дер Меем (эта коллаборация оказалась крайне плодотворной), также заложившими основы Амстердамской школы — движения в архитектуре, принципами которого стали индивидуализм, фантазийность и обращение к фольклорному зодчеству голландцев. 

Мишель де Клерк

Нидерланды в начале XX века охватило движение по созданию жилья, доступного широким массам населения. Движение было обусловлено социально-политическим контекстом: архитектурный облик задали мастера Школы, среди которых особенно выделялись Мишель де Клерк, Пит Крамер и Ян ван дер Мей. 

Универсальный магазин «Бейенкорф» в Гааге

В 1912 году де Клерк занимался проектированием дома судоходства «Схепвартхёйс» для судоходных компаний Голландии — опять же это была совместная работа с Меем и Крамером.

«Корабельный дом» в Амстердаме

Де Клерк успел разработать немало неординарных проектов, однако лишь некоторые из них были реализованы. Среди наиболее знаменитых зданий де Клерка также можно назвать комплекс «Хет Схип», построенный в Спарндаммербюрт, районе Амстердама. Именно этот проект стал ключевым строением Школы. Сейчас там, на месте бывшего почтамта, располагается музей этого архитектурного движения. Примечательно, что в то же время на сегодняшний день «Хет Схип» по-прежнему остается недорогим жильем. К слову, комплекс находится в собственности того же жилищного кооператива, по заказу которого де Клерк спроектировал здание в 1920–1921 годах — Eigen Haard. Здание отличается своеобразной формой: нередко «Хет Схип» принимают за церковь — из-за «фирменной» башни, которая на самом деле не имеет функционального значения (а может, так только кажется из-за замыслов архитектора, разгадать которые непросто). Для квартир комплекса характерны непривычные пространства и углы.

«Хет Схип». Почтамт

«Хет Схип»
Изящность творений де Клерка связана с тем, что он больше позиционировал себя как художник, а не как архитектор. Вместе с тем его архитектура была по-настоящему создана для людей, она демонстрировала гуманистический подход: думая об удобстве будущих жильцов, он создавал разнообразие планировочных решений, чтобы люди имели возможность выбрать наиболее подходящий вариант, причем это касалось также и функциональности комнат, которую задавали сами жильцы (изначально деление на определенные комнаты было условным).
Мишель де Клерк умер 24 ноября 1923 года, и его смерть фактически ознаменовала смерть всей Амстердамской школы (хотя она продолжала существовать до 1935 года, этот период не принес значительных успехов).


Камилла Керимова


 

Рекомендуем

Юрий Бондарев. «Художник, пишущий войну»
Что важно знать при просмотре «Однажды… в Голливуде»: исторический контекст без спойлеров
Лия Ахеджакова. «Актриса, которая может играть все»
Культурный отдых в Сочи
Жуткая идиллия («Солнцестояние» реж. Ари Астер)
«Союзмультфильм» представляет «Гофманиаду» и «Суворова»
Новый альбом Florence and the Machine «High as Hope»
Библионочь. Музей К.Э. Циолковского. Калуга
XXVII Международный кинофестиваль «Послание к человеку»
FollowTheFabrika. Четвёртый этап