Партнеры Живи добром

Николя де Сталь: русская душа и французские манеры

 

Авангардное искусство XX века имеет завидное количество как почитателей, так и ярых противников. Часто глаз хочет отдохнуть от изображений исторических батальных сцен или нагромождённых картин Возрождения и полюбоваться крупными цветными пятнами и простыми формами, в которых на самом деле не меньше символизма и смысла. Тогда мы и вспоминаем о Кандинском и Малевиче. Безусловно, это творцы самых высоких оценок и званий, но есть имена пока ещё менее известные и открытые, о которых стоит рассказать. В этом свете мы и рассмотрим интересную личность и талантливого художника Николя де Сталя. 

Имя Николя де Сталя имеет отношение к двум странам — Россия и Франция. Он появился на свет в 1914 году в Петербурге в семье генерал-лейтенанта Владимира Сталь фон Гольдштейна, помощника коменданта Петропавловской крепости. В жилах семьи текла кровь древнего рода, сохранившегося в анналах истории средневековой Германии и Ливонии. Общественное положение Гольдштейнов сулило большие перспективы их детям, да и сам Николя с детства был не самым обычным ребёнком — он был пажом при дворе Николая II.

Николя де Сталь

Однако, в мир и покой тогдашней жизни вторглись революции, что мгновенно коснулось членов семьи Гольдштейн, которые в моменты обвала Империи потеряли всё. Стремительные перемены и революционный хаос навсегда оседают в душе маленького Николя. Сперва их семья эмигрирует в Польшу, затем — в Бельгию... Но на этом испытания для ребёнка не заканчиваются — спустя 2 года погибает его отец, а потом и мать. К счастью, Николя и его сёстры получили приют в доме подруги матери, и там, в Брюсселе, юноша учится в Королевской Академии Искусств.

После получения образование в Бельгии на пути Николя ожидает ещё один переезд — он оказывается во Франции. Свои работы художник впервые выставляет в 1935 году. Годом позже в Париже состоялась его первая персональная выставка, а в 1943 году де Сталь получает более широкую и известность.

Художник много экспериментировал с формой и цветом. Его неповторимый стиль формировался постепенно, испытывая влияние Матисса, Сезанна, Пикассо. В целом, де Сталь органично соединял в своём творчестве абстрактное видение и упрощённость с точным ощущением и изображением реальных предметов, благодаря чему его картины выглядят пластичными и мягкими. Николя колебался то в одну, то в другую сторону, пробовал писать в разных стилях.

Особенно известны его работы, выполненные в 50-х: «Пейзаж», «Натюрморт», «Фигуры» 1953 года, «Заснеженный Марсель» 1954 года. 20 картин этого периода были проданы на аукционах по семизначным ценам, чем могли похвастаться лишь единицы представителей Парижской школы. Например, его картина «Заснеженный Марсель» была продана за 3 миллиона долларов. Интерес к творчеству де Сталя становится всё больше, а его работы растут в ценности.


Пейзаж, 1952 год

Николя де Сталь

Это не самый обычный пейзаж, а его лирика не в бирюзовой волне или зеленеющей опушке, как любили писать русские художники, – здесь воспевается современность и повседневность. Неровные, неаккуратные пятна передают своеобразие красоты бетона и асфальта. Скорее всего, перед нашими глазами либо завод с многочисленными контейнерами и складами, либо порт, где на горизонте виднеется спокойное море… Колорит картины приглушённый, но полностью умиротворенным его назвать нельзя – чёрные вкрапления придают ей тяжести. Выраженные горизонтали делают изображение статичным, но кажется, что здесь вот-вот взойдет солнце, появятся люди и закипит работа. Остаётся только гадать, какой символизм автор вложил в пятна в левом углу, которые выглядят как кусочек российского флага. 


Фигуры, 1953 год

На первый взгляд создается впечатление, что у этой картины есть некая композиционная общность со знаменитым произведением Климта «Поцелуй». Но, в отличие от «Поцелуя», трактовка картины Николя не столь однозначна, и над смыслом композиции можно долго фантазировать. Сперва мы замечаем две обнажённые, вытянутые в полный рост, женские фигуры. Одна из фигур в тени и отвернута от нас, другая стоит передом, но также игнорирует зрителя, обе женщины во внимании друг друга. Благодаря этому картина хоть и статична, но несомненно, содержит действие, диалог и оживленность. Холодные тона тел резко контрастируют с горячими жёлтым, красным цветами и мазком зелёного. Кажется, что под этими самыми мазками скрываются другие персонажи, абстрактно зашифрованные, они будто подслушивают разговор женщин.

  

Натюрморт, 1952 год

Николя де Сталь

Ещё одна картина в жанре формального искусства. Так ли она проста и прозрачна, как кажется? Ведь натюрморт из кружки и странных фруктов может также оказаться и пейзажем, где некие геометрические существа, перекликаясь друг с другом на мшистой опушке, любуются закатом и устремляются вприпрыжку вдаль к горизонту.

 

Заснеженный Марсель, 1954

 Николя де Сталь

Снег во французском городе Марсель – довольно редкое явление, которое и постарался запечатлеть де Сталь. Картина олицетворяет спокойствие и тишину припорошенной набережной, однако, добавление чёрного не даёт зрителю зевать. Эта деталь словно показывает присутствие человека, напоминает, что набережная не забыта. Следует отметить, что картина была продана за 3 миллиона долларов.

 

Лежащая обнажённая, 1954

И, наконец, одно из самых ярких произведений де Сталя – «Лежащая обнажённая». Нашему взгляду представлено изображение лежащей девушки. Несмотря на то что мы не видим черт лица, всё равно чувствуется вопиющий эмоциональный посыл. Поза девушки – это сплошные резкие линии, её ноги подогнуты, а руки словно поломаны. Обнажённая, она беспомощно кричит и защищается от угрозы. Опасность вот-вот настигнет её, ведь алое пятно слева – подобие горячей магмы вулкана, подбирается к краю кушетки и уже почти готова расплескаться на белоснежном теле.

«Лежащая обнажённая» была продана в 2011 году за 7 миллионов евро, что признано самым дорогим проданным предметом искусства во Франции в том году и одновременно является самой дорогой картиной художника.

Николя де Сталь

Увы, жизненная история Николя де Сталя не имеет хеппи-энда. Его слава посмертна, работы продавались плохо, художник бедствовал и часто скитался, не находя себе места. Но имея знатное происхождение и оставаясь непризнанным творцом без гроша в кармане, Николя де Сталь не переставал быть интеллигентным и образованным, а свои кровно заработанные копейки тратил на путешествия и музеи. Люди отмечали его особую статную манеру поведения — в нём было что-то от князя.

Однажды де Сталю всё-таки улыбнулась удача, когда в 1955 году он заключил договор с нью-йоркским галерейщиком Розенбергом. Деньги полились на художника как из рога изобилия, но стал ли де Сталь от этого счастливее?

Оказалось, что ненамного. Финансы, в которых творец болезненно нуждался всю жизнь, на самом деле не были для него приоритетом, внезапное богатство только усилило его внутреннюю пустоту.

Художник решил расквитаться с ней радикальным методом. Там, где солёная морская волна омывает камни набережной французского местечка Антиб, он покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна своей мастерской.

Почему он решил добровольно уйти из жизни тогда, когда после стольких падений и испытаний настал стремительный взлёт? Это осталось загадкой. Одни предполагают, что он так и не сумел окончательно справиться с той самой детской травмой - тяжёлой ношей, связанной с революцией, побегом из родной страны и смертью родителей, другие говорят, что виной всему неудавшаяся личная жизнь, третьи - неудовлетворённость творчеством.

Николя де Сталь — художник с русской душой и французскими манерами, яркий пример того, кем может стать выходец из России.

 

 

Вера Курило

 



 

Рекомендуем

О, счастливчик, Лелуш!
Жизнь в тени великих: Святослав Николаевич Рерих
Воспитание убийцы («Подлинная история банды Келли», реж. Джастин Курзель)
Мастер детективной интриги. Джеймс Чейз
Елена Климова: "Мы влюбляемся в наших композиторов"
Библионочь. Библиотека А.Ф.Лосева
Сергей Лукьяненко и его экранизации
Burberry. Не каждый осмелится быть таким «простым» художником
Фестиваль короткометражного кино и анимации «Новый горизонт»
Выставка «Москва на страницах справочных изданий и путеводителей»