Ох, этот бубновый валет: выставка 1912 года
История художественного объединения «Бубновый валет» связана с одноименной выставкой 1910 года. Valet de carreau в переводе с разговорного французского означает мошенник или плут.
Это словосочетание, таящее в себе особую дерзость, и привлекло Михаила Ларионова, являющегося одним из основоположников русского авангарда. После выставки, 01.11.1911 года художник совместно с Наталией Гончаровой организовали объединение под названием «Бубновый валет».
«Бубновый валет» – это борьба с претенциозными и утонченными названиями того времени. Как писал Иван Машков, «название нравилось большинству участников тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления и брезгливости».
И. Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910 Начинающему художнику было трудно зарабатывать себе имя и деньги в одиночку, поэтому группа художников работала вместе, и тем самым открывала новые направления и стили в российском искусстве. Цель деятельности объединения заключалась в распространении современных понятий в вопросах изобразительного искусства. Особенность их манеры – это объединение кубизма, фовизма и лубка.
Кубизм позволял изображать предметный мир посредством сочетания правильных геометрических объёмов, таких как куб, кубошар, кубоцилиндр и кубоконус. Фальк, Рождественский и Куприн в своих произведениях полагались на кубизм, что придало им нотки созерцательности, лиризма и камерный характер образности. Фовизм поражал яркостью цветов в сочетании с простыми формами. Лубок был представлен простой, яркой и этнической манерой исполнения.
Начав с эпатажных произведений, уже к 1912 году художники начали углубляться в живописно-пластическую проблематику своих полотен. Сезанн был путеводителем в новый мир для Ивана Машкова и Петра Кончаловского, которые стали проявлять пристальный интерес к живописным качествам натуры, ее весу, массе, фактуре, к методу моделирования формы с помощью цвета.
Участники объединения считали, что их произведения предназначены не для отдельных тонких ценителей, а для всех. Поэтому в противовес академическим жанрам в их творчестве преобладали натюрморты, простые картины и народные картинки.
В. Рождественский. Натюрморт «Трактирная посуда». 1909 5 февраля 1912 года была открыта первая выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие 43 художника, представивших 400 своих работ. Экспозиция прошла в одном из залов здания экономического общества Московского военного округа на Воздвиженке. Участниками объединения были такие художники как Иван Машков, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Владимир и Давид Бурлюки, Николай Кульбин, Казимир Малевич.
Выставка имела огромный успех, было продано два десятка картин, некоторые из которых приобрели известные коллекционеры Москвы. Мероприятие привлекло повышенный интерес ценителей искусства, и ярко освещалось в прессе. Несколько грубые сцены жизни солдат, представленные Ларионовым в изысканно «грязной» колоритной гамме, неуклюжие, простые крестьяне Гончаровой, решенные в неожиданных и сильных живописных сочетаниях, «воспитывали глаз», учили современников новому пониманию красоты.
Н. Гончарова. Крестьянки. 1910 Мастер портрета Валентин Серов оценил работы своего ученика Ивана Машкова следующим образом: «Это не живопись, а фонарь». Быть может это, и правда, однако это фонарь, освещающий дорогу в будущее. Картины, изображающие женщин, изначально не впечатлили простых людей. И это женщина? Где грация? Красота и настоящая женственность? Но бубновые валеты отнюдь видели ее в другом свете, а именно в новом свете - простоты.
М.Ларионов. Деревенские купальщицы. 1909 Известный критик Александр Бенуа, анализируя в 1912 году творчество молодых художников, пророчески заявил: «Нынешние страшилы со временем станут классиками». И это действительно так. Художники, составившие ядро общества «Бубновый валет» сегодня являются признанными классиками своего жанра.
Имена членов «Бубнового валета» надолго задержались на страницах светской и бульварной хроники. Интерес к новому искусству был настолько велик, что для наведения порядка во время прерий в политехническом музее потребовалась помощь конной полиции. Выставка позволила раскрыться многим известнейшим художникам. «Бубновые валеты» не побоялись рискнуть и в итоге победили, преподнеся в русское искусство необходимые изменения. Кристина Гужва
|
Рекомендуем |