Партнеры Живи добром

Ольга Хохлова. Вдохновляющая Пикассо.


Ольга Хохлова - балерина, чье имя вошло в историю не боле как «первая жена Великого художника» и навсегда останется лишь ассоциацией с нашумевшей фамилией Пикассо.


Сменив сцену на быт, обменяв пачку на любовь, она будет счастлива лишь однажды, пока вся жизнь не превратится в сущий ад, потому что так распорядится «черт», как сам называл себя Пабло Пикассо.


Ольга Хохлова


Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в украинском городе Нежине. Она принадлежала к небогатой аристократической семье, ее отец был полковником русской императорской армии. С юных лет мечтала стать балериной, эта навязчивая идея захватила Ольгу после посещения балета в Париже. Девушке ее круга посвятить себя такому занятию считалось не пристойным, однако Ольга, вопреки запретам родителей, присоединилась к труппе «Русского балета» Сергея Дягелева, определив свою будущую судьбу. Так и не став примой, она чаще мелькала в составе кордебалета, что беспокоило девушку. В 1916-м году она, вместе с труппой, отправилась на гастроли в Париж, где впервые познакомилась с тем, кому посвятила всю оставшеюся жизнь.


Пабло Пикассо к тому моменту уже считался известным художником. Его работы пользовались популярностью во всей Европе, а сам маэстро пользовался популярностью у женщин. Пикассо был известным ловеласом. Чтобы запомнить всех девушек, с которыми он имел тесные связи, или хотя бы не сбиться со счета, Пабло вел дневник. Он рисовал полотна, на которых изображал своих избранниц. 


Их встреча не должна была состояться. Пикассо не хотел принимать участие в постановке авангардного и нашумевшего балета. Дягелев любил добавить роскоши в свои постановки, к чему Пикассо, будучи простолюдином, не тяготел. Однако друзьям художника — Жану Кокто и Эрику Сати — удалось убедить гения принять участие в создании декораций и костюмов для балета. Веским аргументом стали для Пикассо слова Стравинского, который напомнил другу о красоте русских балерин и их легкодоступности.


Ольга Хохлова и Пабло Пикассо


Ольга Хохлова была одной из 60-и девушек, входящих в состав труппы, но именно ей удалось привлечь внимание художника. От всех остальных ее отличала не безумная красота или грациозность, которую мог бы приметить Пикассо, в отличие от остальных, она была неприступной. Именно эту черту оценил изощренный донжуан. К тому моменту Пабло Пикассо устал от случайных связей и пресытился разгульной жизнью. Ольга стала для него ангелом, который смог открыть для него новый мир и помочь забыть былое. Для 26-и летней Ольги, чья балетная карьера подходила к концу, он стал шансом удачного замужества. Известный художник с большим состоянием, который без ума влюблен в танцовщицу, был идеальным вариантом. На гастролях в Риме Пабло старался как можно больше времени проводить с Ольгой, в то время как та вела себя очень сдержанно.  


После провала скандального балета «Парад» в парижском театре «Шатле» в мае 1917-го года, вместо того, чтобы продолжить гастроли с труппой в Южной Америке, Хохлова с Пикассо уезжают в родную художнику Испанию, в Барселону. Где любвеобильный Пабло решается сделать Ольге предложение и знакомит с матерью. Боясь, что его матери, сильной и суровой женщине, не понравится будущая невестка, прибывшая из заграницы, Пабло рисует портрет Ольги в традиционном испанском платье, а сама девушка на прием одевается в подобный наряд и учит Испанский язык. Но страхи не оправдались, мать благосклонно приняла невестку, однако на последок она сказала: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина». Но влюбленная Ольга не восприняла это всерьез.


Бывшая балерина оказала большое влияние не только на жизнь художника, но и на его произведения. Привыкши вращаться в иных кругах, Ольге был чужд стиль письма, характерный для работ Пикассо. Она отказывалась понимать все тонкости кубизма и убедила Пабло вернуться к реалистичному изображению действительности, с которого он начинал. Ради любимой девушки художник соглашается сменить манеру письма и создает ряд работ в духе реализма, что не нравится друзьям живописца.


Ольга Хохлова и Пабло Пикассо


Ольга и Пабло начали совместную жизнь в маленьком домике в Париже. 18 июня 1918 года состоялась церемония бракосочетания, проходившая в соборе Александра Невского. Свидетелями жениха стали близкие друзья и вместе с тем знаменитейшие в Париже поэты, художники, писатели, режиссеры; со стороны невесты гостей не оказалось. После свадьбы, влюбленный Пабло посвящает жену во все подробности своей личной жизни, которую он вел ранее: он рассказывает о борделях, бывших любовницах, вылеченном сифилисе, о начале карьеры, первых выставках и знакомствах. Влюбленная Ольга слушает с замиранием сердца как будто пропуская слова, которые могут причинить ей излишнюю боль. Ее поражало в муже сочетание мужественности и чувствительности. Для Пикассо Ольга стала ангелом, освободившим его от развязного образа жизни, она была для него всем, но, по-прежнему, главенствующее место в жизни художника занимала живопись.


Эти времена ознаменовались у Пабло плодотворной работой, а Ольга занялась обустраиванием семейного гнездышка и приемами влиятельных гостей. Общаясь с королями и аристократами, Ольга выглядела естественной, Пабло, всегда не любивший помпезные приемы, даже начал привыкать к роскоши. Рядом с Ольгой он чувствовал себя королем, хотя на самом деле только находясь рядом с ним Ольга могла вести себя как королева.


В свои 30 лет Ольга рожает Пикассо первенца, малыша назвали Пауло. В честь знаменательного события, ввиду отсутствия чистого холста, художник рисует картину «Материнство» поверх портрета Макса Жакоба, тем самым теряя последнего близкого друга (остальные оставляют Пикассо после замужества, не сумев смириться с характером новоиспеченной жены). Однако Пабло не обращает на это никакого внимания, так как увлечен родительскими заботами. Для него это был долгожданный ребенок, поэтому он старался запечатлеть все этапы взросления малыша. Отвечая на вопрос «Какую женскую грудь он считает самой красивой?», Пикассо говорил: «Ту, которая дает больше молока». Художник пишет ряд портретов, где изображает сына в тех ролях, в которых ему не довелось побывать самому, тщательно проставляя даты и время создания работы. 


Ольга Хохлова и Пабло Пикассо


Со временем вольнолюбивый художник начал уставать от бытовой жизни. Ольге же хотелось, чтобы муж уделял ей больше внимания и поэтому она часто устраивала беспричинные сцены ревности. Для нее главным была жизнь, во всех ее проявлениях, для него — творчество. Пытаясь обрести хотя бы немного свободы, отойти от семейных проблем, живописец, благодаря случайному стечению обстоятельств, знакомится со своей новой музой в лице Мари-Терез Вальтер, которая ничем не обременяет творца, в отличие от уже надоевшей жены. Вскоре у них рождается ребенок. Узнав об измене, любящая супруга забирает сына и уезжает на юг Франции, чтобы там остаться наедине со своим горем. Ольга никак не могла смириться с изменой мужа, постоянно продолжала его ревновать и ждать его возвращения. Она любила и одновременно хотела мести. Пабло же, продолжая менять любовниц, в своих работах начал изображать жену в образе страшного монстра, который разрушал все, в том числе его жизнь. Ольга осталась одинокой и хранила верность любимому мужу до последних дней жизни. Официального развода между Ольгой и Пабло не состоялось: женясь, Пабло Пикассо был так уверен в выборе своей избранницы, что решил заключить брачный договор, согласно которому все имущество, в случае развода, будет разделено пополам, включая картины и скульптуры. На это успешный художник, имеющий за плечами сотни работ, пойти не мог.


Умерла Ольга Хохлова в 1995 году от рака в Каннах, навсегда оставшись законной супругой признанного гения живописи. 



Мария Сурмина



 

Рекомендуем

Рождённая быть звездой. Кристина Риччи
«От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века»
Кино. Премьера. "Смешарики. Легенда о золотом драконе"
Игрушечный мир («История игрушек 4» реж. Джош Кули)
Марлон Брандо - «Крестный Отец» кинематографа
Открытие Года театра «На Страстном»
По другую сторону камеры: актёры, ставшие режиссёрами
Вынужденный помощник ("Али, рули" реж. Майк Даус)
«История России в зеркале рекламы»
Габриэль Гарсия Маркес «Вдохновение приходит только во время работы»