Партнеры Живи добром

Цвет эпохи: заметки к юбилею цветной фотографии


17 мая 2015 года цветная фотография отметила свой 150-летний юбилей. Если говорить об истории этого вида искусства в целом, то обычно ее начинают с описания камеры-обскура и использования ее художниками эпохи Ренессанса. 


Стартовой точкой истории цветной фотографии может служить 1666 год и открытие Исаака Ньютона. Этому гениальному ученому удалось разложить белый свет на семь цветов. Это открытие легло в основу всех известных типов технического цветного изображения, в том числе и цифрового. 


Попытки создать цветное изображение предпринимались с момента появления фотографии. Первым удачным опытом может служить эксперимент немецкого физика Джеймса Максвелла, которому удалось в ходе кропотливой работы получить трехцветное изображение. Это было весьма непросто, требовало использование трех аппаратов одновременно.


Первым наиболее массовым типом цветного изображения был автохром, изобретенный братьями Люмьер в 1903 году и в 1907 году представленный на рынке. Несмотря на то, что проявленная пластинка автохрома существовала в единственном варианте, т.е. была лишена возможности тиражирования, их было продано более сотни тысяч. Огромным плюсом данного вида съемки была возможность получения большого количества оттенков. 


Кроме того, до начала 20 века было широко распространено раскрашивание фотографий. Еще в 1930-х годов цветное изображение является маргинальным видом и уж точно не претендует на звание «искусства». Появление кодахрома в 1935 в корень меняет ситуацию. Тогда этот тип фотографии наделяется самостоятельным значением. Но и в этой ситуации, цвет в основном используется в рекламной и модной фотографии, показывая манящий, иллюзорный мир. С технической точки зрения цветное фото остается весьма условным (в сравнении с черно-белым), так как многие цвета при печати (или раскрашивании) менялись. Возникал эффект альтернативной реальности. 


Реабилитация цветного фото происходит в конце 1980-х, когда стирается жесткая граница между коммерческой и авторской техникой. Целый ряд фотографов используют цвет в фотографии «как цитату», наделяя определенным смыслом. Сложно в это поверить, но такая привычная для нас вещь, как цветная фотография, при своем появлении была воспринята неоднозначно, а в некоторых случаях негативно, как некая практика, не имеющая ничего общего с реальностью и документальностью.



Елена Михайлик



 

Рекомендуем

Любовь, политика и юмор. "Три мушкетера" на сцене РАМТа
Кино. Премьера. "Экстрасенсы"
Михаил Жванецкий. Так шутят в Одессе
Джорджо Моранди: ко Дню рождения одиночки XX века
Презентация книги С. В. Близнюк «Леонтий Махера и его хроника «Повесть о сладкой земле Кипр»
Николай Гумилев и Анна Ахматова. Хроника событий
Мир без людей («Гунда», реж. Виктор Косаковский)
Крестный отец социальной фотографии. Льюис Хайн
Zaz возвращается: французская звезда представила новый альбом «Effet Miroir»
Лекция. Документ и магическое в кинематографе Андрея Тарковского: формулы реальности