Внеземная живопись Туллио Крали
Фашистский режим в отличие от национал-социалистического (многие не видят разницы: первый был в Италии, второй – в Германии) не ограничивал собственное искусство рамками идеологического служения. Именно поэтому в период правления Муссолини итальянское искусство, в частности, изобразительное, не обеднело и не померкло. Явным доказательством этого служит развитие аэроживописи — особого течения в рамках второй волны футуризма. Интерес итальянцев в 20-е годы прошлого столетия был обращён к стремительному развитию авиации, у которой теперь появились и свои воспеватели. Одним из наиболее известных представителей аэроживописи был Туллио Крали. Туллио родился в городе Игало на территории Австро-Венгерской Империи 6 декабря 1910 года. Известно, что рисовать он начал самостоятельно в 1925 году, впечатлённый полотнами представителей первого поколения футуризма: Джакомо Балла, Умберто Боччони и Энрико Прамполини.
В 1928 году Туллио впервые совершил авиаполёт, оставив о нём такие воспоминания: «Полёт оправдал все мои взгляды, ожидания, знания. Волны взлёта, хвастливый шум двигателей, непреклонность воздушного винта, удивление от остановок над сотней, пятью сотнями и тысячами метров над морем, повиновение пультов управления и отсутствие дисциплины боры, от пустых мест, подъёмов — всё было невероятно, и когда я вернулся на землю, я чувствовал себя так, словно меня ограбили…» В 1929 году Крали стал официальным членом объединения футуристов. Тогда же он создал первую серию полотен, выполненную согласно канонам манифеста Балла и Деперо «Футуристическая реконструкция Вселенной», составленного в 1915 году. Но ученик превзошел собственных учителей, расширив рамки футуристической живописи: с 1930-х годов Туллио работает в стиле Aeropittura, который «переключил» интерес художников с автомобилей на самолёты. И Крали был одним из основоположников этой «эры авиации». Главенство пространства над плоскостью, динамика, культ скорости, движения, полета — так можно описать картины Туллио в этот период.
В 1931 году происходит знакомство Крали с Маринетти, лидером футуристического движения в Италии. В соавторстве они издают «Манифест аэроживописи». Но Крали не остается верным всем принципам «Манифеста», он бесконечно увлечён полётами, кажется, что они и подсказывают ему пути совершенствования его творений. С 1934 года он использует «феномен трюка» в своих работах. Познакомившись в Гориции с известными профессиональными летчиками из «Каваллино Рампанти», Туллио погружается в изучение воздушной акробатики. Это оказывает чрезвычайное воздействие на его картины: обзор из кабины пилота, постоянные вращения и циркуляции… Крали представляет свои картины на ХХ, XXI, XXII Биеналле, его карьера идет в гору. Он организует встречи футуристов с Маринетти. Сам Филиппо Томазо так отзывается о Туллио: «Крали обладает совестливостью и серьёзностью мастера – редкими достоинствами среди живописцев сегодня…» В начале 1940-х годов Маринетти и Крали вновь публикуют совместные манифесты: «Пластмассовый иллюзионизм войны» и «Защитить Землю», которые во многом представляли взгляды Туллио. После Второй мировой войны, падения фашистского режима, Туллио покидает Италию и перебирается в Париж. Здесь он читает лекции в Сорбонне, а также издаёт собственный манифест Sassintesi (Каменные Синтезы). Это первый футуристический манифест эры постфутуризма. Галька, камни и скалы — вот материалы новых художественных решений!
Он вернулся в Италию в 1958, где остался до конца своих дней. Он продолжал рисовать, ваять, преподавать и читать лекции в 60-80-е годы. После смерти Маринетти и падения Италии футуризм прекратил быть предприятием, хотя в 1950 вдова Маринетти, художница Бенедетта, предложила перезапуск футуризма при воссоединении в Милане. Встреча была посещена некоторыми известными фигурами футуризма Паоло Буцци, Пино Масната, Бруно Мунэри, Джованни Аккуавива, Чезаре Андреони, Армандо Масса, Иньяцио Скурто и, конечно, Туллио Крали. Несмотря на то что послевоенное возрождение футуризма окончилось ничем, Крали выступил за идею и лично стремился восстановить аэроживопись, вплоть до издания манифеста Орбитальное Искусство в 1969, призывая к новым работам над космическим масштабом. Спустя приблизительно 25 лет после конца футуризма, это было, вероятно, заключительным футуристическим манифестом. Футуристический аэроживописец Крали верил в машину во всех её проявлениях, но всё же считал самолёт «машиной, которая поняла миф Икара, вездесущую мечту о человеке». Оставаясь верным своим идеям до конца, Туллио Крали умер 5-го августа 2000. В 2001 сорок пять из его картин были приобретены Museo d'Arte Moderna e Contemporanea di Trento e Rovereto, и его аэрокартины все ещё регулярно привлекают толпы на выставках футуризма по всему миру.
Елена Тимофеева
|
Рекомендуем |