Жан-Франсуа Рафаэлли: хроники парижских окрестностей
Жан-Франсуа Рафаэлли (20 апреля 1850 - 11 февраля 1924), итальянец по происхождению, был французским художником-реалистом, скульптором и иллюстратором, который выставлялся совместно с импрессионистами. В начале карьеры он пробовал свои силы в качестве актера и писателя.
Рафаэлли родился в Париже и с ранних лет проявил интерес к музыке и театру, но в 1870 году он все-таки выбрал стезю художника. Один из его пейзажей был принят в модный тогда Салон в том же году. В октябре 1871 он начал учебу под руководством Жан-Леона Жерома в школе изобразительных искусств в Париже, эти трехмесячные курсы станут единственным академическим образованием Рафаэлли.
До 1876 он пишет несколько жанровых картин, но затем начинает свой путь художника-реалиста, изображая простых людей с парижских окраин, в основном крестьян, рабочих и старьевщиков. Его работы были высоко оценены влиятельными критиками, включая Эдгара Дега, который окажет впоследствии большое творческое влияние на Рафаэлли и станет его хорошим другом. Для современных ценителей его "зарисовки" городской жизни важны в первую очередь как отражение атмосферы парижской жизни конца прошлого века.
Старьевщик для Рафаэлли становится символом отчуждения и отстранения индивидуума от современного общества. Искусствовед Барбара Филдс писала, что Рафаэлли был заинтересован философией позитивизма, которая "позволила ему выразить теорию реализма, называемую художником "характеристика". Он надеялся отойти от легкомысленных, так называемых, реалистов, чье искусство отображало лишь природу. Его тщательное наблюдение за людьми в обычной среде шло бок о бок с антихудожественным, антиромантичным подходом литературных натуралистов, например Золя и Гюисманс." (перевод автора)
Рафаэлли искал дружбы импрессионистов. Заручившись приятельской поддержкой Дега, он посещал кафе "Новые Афины", где встречались "независимые". Дега пригласил Рафаэлли поучаствовать в Пятой (1880) и Шестой (1881) выставках импрессионистов, что раскололо впоследствии группу: Рафаэлли не только не был импрессионистом, но стал угрозой занять лидирующую позицию на выставке 1880 со своими 37 работами. Моне, возмущенный настойчивостью Дега расширить выставку импрессионистов, включив несколько реалистов, решил не выставляться, жалуясь "маленькая часовня стала обыкновенной школой, которая открывает двери любому горе-художнику." (перевод автора)
Вместе с ним отказались выставляться Ренуар, Сислей и Сезанн. Живописцы пытались сохранить чистоту метода и отстоять свое твердое место в искусстве. Тем не менее сам Рафаэлли получал опыт и вдохновение в картинах импрессионистов, в большей степени на него имел влияние Клод Моне, что и приговаривало весь жанр на исчезновение, так как на равне с ним многие молодые живописцы брали от метода по кусочку, в отрыве от полной системы, что нарушало видение мира через призму импрессионизма. Рафаэлли научился от них растворять жанр в пейзаже, высветлять палитру.
Позже Рафаэлли создаст свой собственный живописный стиль письма: он обильно растворял масляную краску, что давало эффект акварельного рисунка. Пример работ Рафаэлли того периода "Пьющие абсент" (1881, находится в музее изобразительного искусства дворца Почетного Легиона в Сан-Франциско, Калифорния). Изначально названная "Высевки", картина была широко признана на выставке 1881.
Стася Познер
|
Рекомендуем |