Партнеры Живи добром

Франц Шуберт-музыкальный романтик


Тусклый свет лампады освещает склонившееся лицо гения, припавшего к нотной тетради. В скромно обставленной каморке творится таинственный обряд переливания божественной мелодии души в материальный мир. Он просыпался после полуночи и в озарении принимался судорожно строчить музыкальные шедевры, не замечая ни перемещений стрелки часов по циферблату, ни скверного запаха, преследующего все, что связано со словом "нищета". Имя его - Франц Шуберт. 31 января 1797 он явился на свет с предназначением стать частью бесценной коллекции австрийских композиторов. С раннего детства музыка являлась путеводной звездой для Шуберта: родившись в музыкальной семье, он довольно быстро освоил игру на скрипке и фортепьяно при помощи отца и брата. 

Во время обучения в Конквите, школе-интернате для придворных певчих, его увлечение приобрело новое качество - жизненный смысл. Украденный нотами и струнами, симфониями Моцарта, Бетховена и Гайдна в реальность музыки, он вскоре обнаружил, что места для латыни и математики в ней нет. А в хоровом пансионате не осталось места для Шуберта. Сломленный голос отстранил будущего композитора от венской капеллы, поместив в школьный класс учителем ненавистной арифметики. Какофония детских голосов сменялась божественной музыкой Шубертской головы в опустевшем кабинете. 

В это время рождаются “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”, 4 симфонии, 5 опер, которые принесли ему известность в венских салонах. Особой популярностью пользовались песни Шуберта в исполнении известного баритона Иоганна Фогля. Тем не менее успех, обретенный композитором в узких кругах, не просачивался в концертные залы, не гремел на весь мир. 

Франц Шуберт

Как мужчина воспевает женщину, Шуберт воспевал композиции звуков, он вдохновлялся, восхищался и горел. Все его естество требовало прервать текущий образ жизни, сбросить бремя школьной доски. Он и музыка как Ромео и Джульетта,решаются пойти наперекор отцу и начать жить в сырой каморке, посреди гнилых досок и обшарпанных стен. Однако теперь его сопровождает не только Муза, но и кредиторы. Терзаемый постоянными долгами, он вывесил свой сюртук на балкон карманами наружу, показывая, что денег нет. Упадочное материальное состояние толкает Шуберта на унизительную работу преподавания музыки бездарным детям богатых родителей. 

В добавок к прочим неурядицам серьезная болезнь тяжким бременем легла на плечи музыканта. На фоне жизненной катастрофы продолжает развиваться талант Шуберта, однако новая музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль, песни становятся менее закругленными. С 1828 года началось признание Шуберта. 28 марта зала венской филармонии впервые заполнилась божественной музыкой Великого Композитора. Первый и последний авторский концерт имел колоссальный успех и принес маэстро 800 гульденов, на которые он приобрел рояль. 

Однако изменчивая публика вскоре позабыла Шуберта, которому вчера рукоплескала на концерте, отдавая предпочтение господствующей в ту пору музыке Бетховена. 18 ноября 1828 года тиф забирает Франца Шуберта в могилу, великого отца романтизма,  автора 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианной сонаты, множества пьес, 10 опер, 6 месс. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды».


Мария Болгова


 

Рекомендуем

Голос эпохи: Игорь Кириллов
Русский Уайльд. Игорь Северянин
Аналог в современном искусстве
Кинематограф начинается с Люмьер
Одеваться как принцесса: эволюция стиля Кейт Миддлтон
Ночь музеев 2017
Второй фестиваль Skolkovo Jazz Science прошел в «Сколково»
Печать наследия. Иван Сытин
PRIME PREVIEW ART MOSCOW 2013
Двадцатилетний забег Форреста Гампа