Партнеры Живи добром

Интересные факты об Александре Даргомыжском

Александр Сергеевич Даргомыжский не разговаривал до пяти лет, лишь с переездом из Смоленской области в Петербург, где его отец получил службу, будущий композитор начал произносить первые слова. Так как мама была княгиней, то дети воспитывались на дому, что было свойственно барско-патриархальному типу бытия. Учение было понизано французской культурой и речью, которые помимо Александра впитывали его братья и сестры – Эраст, Людмила, Софья, Виктор и Эрминия. Дети играли на музыкальных инструментах – отец мечтал о домашнем ансамбле. 

Будучи еще совсем ребенком, Саша начал учиться игре на фортепиано. Учителя его часто менялись, так как родители понимали, что ребенку нужен все более и более опытный преподаватель. Интересно, что первая учительница Луиза Вольгенборн практически ничему не научила мальчика, второй преподаватель, наоборот, показал Саше как правильно ставить руки. 
Будущий композитор быстро учился и даже начал сочинять собственные произведения, чем разозлил своего преподавателя. Адриан Трофимович Данилевский считал, что русский дворянин не может сочинять произведения, а время, потраченное на сочинительство, мог бы использовать для заучивания домашнего задания. Учитель уничтожал произведения своего подопечного. 
 
Третий преподаватель, крепостной педагог-скрипач Воронцов, наоборот, поощрял творческие порывы Саши. Последним и самым ярким учителем стал музыкант Франц Шоберлехнер, человек с большим концертным опытом. Как человек, оцененный русскими музыкальными критиками, он передал свое мастерство юному Даргомыжскому. Вместе с мастерством перешла и любовь к Людвигу ван Бетховену. В семье часто устраивались домашние концерты. Нередко вместе с Сашей выступал и Шоберлехнер. 
 
Уже к 19-ти годам у Даргомыжского на счету имелись многочисленные сочинения для фортепиано и скрипки, несколько квартетов, кантат и множество романсов. В этом возрасте он уже считался превосходным пианистом. Обратив внимание на то, что сын сочиняет вокальную музыку, родители пригласили учителя по вокалу. Их выбор пал на Бенедикта Цейбиха. Музыкант немецкого происхождения имел красивый голос, славился актерской работой и режиссурой. Он участвовал в концертных исполнениях венских классиков, мог интересно рассказывать о музыке Саше. Благодаря ему Даргомыжский изучил основы вокала и стал замечательным педагогом. Несмотря на то, что голос у Даргомыжского был высокий, своим пением он мог дотронуться до глубинных чувств слушающих. 
 
Даргомыжский быстро продвигался по карьерной лестнице – его служба в канцелярии началась в 1827 году, а закончилась в 1843 году, когда он вышел в отставку титулярным советником.
Круг знакомых, светские отношения, внимание дам – все это было по душе юному композитору. В 30-е годы Даргомыжский начинает посещать литературные и музыкальные салоны. На вечерах он нередко играл на фортепиано, участвовал в ансамблях, пел романсы, аккомпанируя себе на рояле. Даргомыжский знакомится с поэтом Алексеем Васильевичем Тимофеевым, на стихи которого пишет романсы «Каюсь дядя, черт попутал», «Свадьба», «Баба старая», «Не судите, люди добрые». Примерно в это же время сходится с Михаилом Ивановичем Глинкой, сближению с которым способствовало однотипное воспитание. 

Даргомыжского привлекали образы обиженных и оскорбленных. Цель его произведений – воссоздание в музыке характера человека, проявление сочувствия и сострадания. Это явилось причиной выбора первой оперы «Эсмеральда» на французскую либретто В. Гюго по роману «Собор Парижской богоматери». Опера была завершена в 1839 году, а премьера состоялась лишь в 1848 году. Как писал впоследствии сам Даргомыжский, столь долгий срок ожидания повлиял на всю его артистическую деятельность. К концу 30-х годов выступления Даргомыжского уходят на второй план – композитор все более углубляется в педагогическую деятельность. 
 
В 1844 году Даргомыжский решает познакомиться с современной зарубежной оперой и уезжает в Европу, посещая Берлин, Брюссель и Париж. Спустя год он возвращается в Петербург, где изучает народные песни и поэзию, интересуется этнографическими исследованиями. В это время он начинает работать над трагедией Александра Сергеевича Пушкина «Русалка», которую завершает спустя десять лет. Интересно, что первое ее представление высший свет не оценил, и только в середине 60-х годов возобновленная «Русалка» стала популярной.
Даргомыжский становится почетным членом Русского музыкального общества, принимает участие в разработке Устава для Петербургской консерватории – первого в России ВУЗа.

В скором времени умирает отец Александра – Сергей Николаевич Даргомыжский. Чтобы заглушить боль, Александр снова уезжает за границу, где преподает пение француженкам. Вскоре он возвращается на родину. В 1867 году Даргомыжский завершает симфонию «Чухонская фантазия». В этом же году занимает пост руководителя Русского музыкального общества. Композитор долгое время присматривался к тексту «Каменного гостя» Пушкина. И только 5 лет спустя, будучи больным, он принялся за работу. Даргомыжский не успел положить на музыку окончание первой картины, дописать вступление и оркестровать. В 1869 году композитор умер, передав завершение работы Ц.А. Кюи и Н.А. Римскому-Корсакову. 

Александр Драгомыжский

Марина Нагорная

 

Рекомендуем

Пабло Неруда: «Признаюсь, я жил»
Не даётся математика? – идём в актёры!
Январь в ГПИБ
Дмитрий Астрахан. Художник, который болеет
Кино. Личность. Алескей Балабанов
Жан - Клод Ван Дамм. Путь воина
Всероссийский музей А. С. Пушкина
Ирина Скобцева. Легко ли быть первой красавицей?
Конфетная элегия, или Разрозненные примечания к широкой газетной полосе («Французский вестник. Приложение к газете Либерти. Канзас Ивнинг Сан», реж. Уэс Андерсон)
Ликбез: ТОП-5 горнолыжных курортов мира