Партнеры Живи добром

В ее голосе сочеталась изысканная техника и изумительная страсть. Полина Виардо


18 июля 1821 года в городе Париже родилась девочка, которую назвали Полиной Мишель Фердинанд Гарсиа, однако миру она стала известна под другой фамилией – Виардо. Ее исполнение партий Фидес из «Пророка» Джакомо Мейербера, Орфея из «Орфея и Эвридики» Кристофа Глюка и Розины из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини навечно осталось в истории мировой культуры.

В тот день, 195 лет назад, знаменитый испанский тенор Мануэль Гарсиа-младший и его супруга, бывшая артистка Хоакина Сичес, и подумать не могли, что только что появившаяся на свет девочка станет впоследствии обладательницей выдающегося меццо-сопрано внушительного диапазона, вокальным педагогом и композитором (впрочем, сама Полина никогда не относила себя к этой профессии).

С юных лет она стала брать у своего отца уроки пения. В возрасте восьми лет девочка становится ученицей Антонина Рехи, с которым изучает гармонию и теорию композиции. До 15 лет Полина была уверена в том, что станет пианисткой, игре на фортепьяно ее обучал Ференц Лист. Однако вскоре все изменилось.

Полина Виардо.jpg

В 16 лет девушка выступила с концертом в бельгийской столице. «Я никогда не пела гостям, бывавшим у нас в доме, несмотря на просьбы матери, и никогда бы не отважилась петь на публике, если бы моя сестра (Мария Малибран, легендарная оперная певица. – прим. авт.) осталась жива. И впервые вышла на сцену я именно в память о ней. Мы отправились в Брюссель на концерт Шарля де Берио, и там Шарль, очень горевавший о Марии, попросил меня спеть, сказав, что наши голоса – очень похожи», – вспоминала Полина. В 1839 году певица дебютирует в Лондоне, исполняя партию Дездемоны в опере Россини «Отелло», после чего получает хвалебные отзывы от критиков, которые охарактеризовали ее голос как соединение «изысканной техники» и «изумительной страсти».

В следующем году она становится Полиной Виардо, вступив в брак с композитором и директором Итальянского театра в Париже Луи Виардо. С этого момента ее карьерой начинает управлять муж, и уже через четыре года Полина выступает вместе с Антони Тамбурини и Джованни Баттиста в Санкт-Петербурге.

Помимо музыкальной деятельности, эта певица была известна как роковая женщина, пленившая сердца многих мужчин. Ее поклонниками были французский художник Ари Шеффер, принц Баденский, однако главным воздыхателем Полины Виардо был Иван Сергеевич Тургенев. Он посетил один из концертов, проведенных в рамках петербургских гастролей Итальянского театра, и после был представлен певице лично. По воспоминаниям современника писателя, Анатолия Федоровича Кони, «в душу Тургенева восторг вошел до самой ее глубины и остался там навсегда, повлияв на всю личную жизнь этого однолюба»

Тургенев и Виардо.jpg

Позже Полина сочинила несколько оперетт – «Слишком мною жен», «Последний колдун», «Людоед», «Зеркало» – на либретто Тургенева, который любил ее до конца своих дней и скончался от миксосаркомы на руках у своей возлюбленной.

Виардо была знакома с большим числом великих людей. Например, с композиторами Шарлем Гуно и Гектором Берлиозом. Ее творчеством вдохновлялись Фредерик Шопен (на его похоронах в 1849 году певица исполнила партию меццо-сопрано в «Реквиеме» Моцарта) и Камиль Сен-Санс. Она также послужила прототипом главной героини романа «Консуэло» французской писательницы и подруги Виардо Жорж Санд, которая и познакомила Полину с ее будущим мужем Луи.

Полина Виардо всегда отличалась особым трепетом к русской культуре и, в частности, к музыке. На пару со своим супругом, который, помимо всего прочего, занимался переводами тургеневских сочинений на французский язык, она всячески старалась популяризировать произведения русских авторов. Будучи талантливым композитором, она, как автор вокальной лирики, бралась за лучшие образцы русской поэзии – Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Тютчева, Фета. На либретто Тургенева она написала также несколько оперетт — «Слишком мною жен», «Последний колдун», «Людоед», «Зеркало». В 1869 году оркестром, исполнявшим «Последнего колдуна» на вилле Виардо в Баден-Бадене, дирижировал сам Брамс.

В 1863 году певица оставила сцену, а вместе с ней и Францию – но последнюю, впрочем, ненадолго. Вместе с семьей она обосновалась в Баден-Бадене, и после падения Наполеона III, чьим ярым противником был Луи Виардо, они вернулись во Францию, где Полина стала преподавать вокал в Парижской Консерватории. Это продолжалось вплоть до кончины Луи в 1883 году. Ученицами Виардо были, в числе прочих, Дезире Арто и Софи Рёр-Брайнин. Помимо этого, певица держала собственный музыкальный салон на бульваре Сен-Жермен.

Полина Виардо умерла в окружении родных в ночь с 17 на 18 мая 1910 года в Париже и была похоронена на кладбище Монмартра.


Павел Воронков




 

Рекомендуем

Альфонс Муха: Не картины, а сказка
«Вам не видать таких сражений»: панорама Франца Рубо «Бородинская битва»
Симона де Бовуар: «женщиной не рождаются, женщиной становятся»
Linda Farrow – эпоха экспрессии
Миф о брошенной женщине («Человеческий голос», реж. Педро Альмодовар)
«Ромео и Джульетта». Сакральный Шекспир на балетной сцене
Ролан Быков: «детство – феномен выживания человека и душеобразования»
Синклер Льюис. Бегом от скуки
UNPLUGGED от СПЛИН
«История России в зеркале рекламы»