Партнеры Живи добром

«Молодая Аргентина». Эстебан Эчеверриа



Буэнос-Айрес XIX века раздирали войны, нападения и революции. Будучи лакомым куском для Британской империи, город все же входил в сферу влияния Испании. Кроме того, ему была дарована исключительная вольность – ведение самостоятельной торговли. Благодаря этому город рос и развивался исключительно быстро. 


В это противоречивое время, в этом противоречивом городе имел несчастье родиться мальчик, который получил имя Эстебан Хосе Эчеверриа Эспиноса. Его родители – испанский баск и аргентинка, - могли обеспечить сыну достойное существование. Ему не нужно было заботиться о выживании. В итоге Эстебан получил хорошее образование в университете Буэнос-Айреса и отправился покорять Европу.


Попав в Париж, он окунулся в атмосферу свободного интеллектуального поиска и смелых идей романтизма и социализма. Его учителями, образно говоря, стали Шиллер, Гете и Сен-Симон. Город же тем временем менялся буквально на глазах. Именно на время пребывания Эчеверрии во Франции пришлись промышленный переворот и «разбор полетов» буржуазной революции. Труд медленно, но верно модернизировался, а общество стремительно убегало от феодального прошлого. 


Эчеверриа вдохновенно впитывал знания и веяния. Идеи романтизма давали богатую пищу для ума философа. Сложные процессы, происходящие в обществе, создавали исключительную проблематику и противоречия, которые пытливому ученому хотелось разрешить, а оптимизм в отношении развития личности и вера в возможности человека все же дарили веру в светлое будущее. 


Эту веру в 1930 году Эчеверриа привез на родину. Идеалы свободы, равенства и братства не давали покоя молодому философу. Целых 8 лет он изучал все доступные материалы и обдумывал свой возможный вклад в общее дело становления и процветания страны. 


В 1938 году вместе с Хуаном Альберди Эчеверриа создает организацию «Молодая Аргентина», передавая таким образом привет «Молодой Италии» и выказывая свое уважение ее основателю – Джузеппе Мадзини. У новоявленного объединения было и другое название – «Майская ассоциация». Однако по тем временам оно звучало не менее провокационно, ведь намекало на события мая 1810 года, которые привели к отстранению вице-короля.  


Благими намерениями Эчеверриа выстилал себе дорогу в истории. Будучи хорошо образованным молодым человеком, он понимал все несовершенство существовавшего общественного строя. Диктатура президента Хуана Мануэля де Росаса не давала народу свободно вздохнуть. После того, что Эчеверриа видел в Европе, родная Аргентина казалась ему тесной, будто клетка. Вдохновленный победой европейских революционеров, он возомнил себя борцом с системой. 


Однако проанализировав его книгу «Социалистическое учение Майской ассоциации», можно прийти к выводу: идеалы революции, ее благие цели, свобода, равенство, братство, - все это, каким-то изощренным образом отразившись и преломившись, приняло поистине пугающие формы в воображении философа. Вместо прогрессивного развития страны, счастья и процветания всех слоев общества, Эстебан Хосе Эчеверриа Эспиноса шаг за шагом, рассудительно и последовательно описывал жесткий унитаризм. То, от чего он бежал, с чем боролся, что осуждал и считал неверным и несправедливым, - на все это он надел другую маску и представил в качестве своего идеального варианта мироустройства.


Несмотря на всю его неправоту, он все же был опасен для власти. Получивший хорошее европейское образование, усвоивший самые прогрессивные идеи и, конечно, знающий, что надо делать, чтобы стало лучше, он мог повести за собой народ: собрать вокруг единомышленников и сочувствующих, набрать силу и перевернуть трон, на котором сидел де Росас. И диктатор начал преследование политически неугодного философа.


Эчеверриа сбежал в Уругвай. Эта страна подарила ему 10 лет относительно спокойной жизни. Однако в 1951 году все оборвалось. Философ, писатель, общественный деятель и политик Эстебан Хосе Эчеверриа Эспиноса умер от туберкулеза, не дожив всего одного года до свержения диктатуры де Росаса. 


Стоит отметить, что его друг и единомышленник по «Молодой Аргентине» Хуан Альберди, также находясь в изгнании в Уругвае до 1952 года, все же смог вернуться и насладиться переменами в обществе. Он успел предложить свои коррективы новой Конституции Аргентины, а также послужить дипломатом во многих европейских странах, защищая интересы горячо любимой родины. Идеи, которые он развивал вместе с Эчеверрией, все же получили свой шанс быть услышанными и претворенными в жизнь.



Марина Токмакова



 

Рекомендуем

В ожидании конца («Чёрный дрозд», реж. Роджер Мишелл)
Кино. Премьера. "Маленький принц"
Камиль Писсарро. Человек сердца
Премьерный показ спектакля «Чайка»
Выставка «Отечественная индустрия гостеприимства»
Кино. Классика. "Цельнометаллическая оболочка"
MBFW Russia SS’18: итоги 2 дня
Алла Тарасова. Великие тайны великих людей
Выдающаяся пианистка Элисо Вирсаладзе
Мечты и музыка ("Ла-Ла Ленд" реж. Дэмьен Шазелл)