Бэлла Ахмадулина. «Не все в жизни выбираешь, иное – выбирает тебя»
«Поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства» - такую оценку стихам Бэллы Ахмадулиной дал поэт Илья Сельвинский. Иосиф Бродский отзывался о ней, как о «несомненной наследнице Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», а Дмитрий Быков говорил, что стихи Ахмадулиной создают у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни — с беспомощностью, забитость — с побудительностью».
Тяга к литературному творчеству у Бэллы Ахмадулиной появилась еще в детстве. Она записывала все свои стихи в тетрадь, легко подбирала рифму к любому слову, которое приходило ей в голову, и работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец».
После окончания школы подала документы на факультет журналистики, но провалила собеседование: когда Бэллу Ахатовну спросили, о чем же статья на первой полосе последнего номера «Комсомольской правды», она пожала плечами и ничуть не смутившись ответила, что газеты этой не читает. И сразу же Ахмадулина блестяще сдала вступительные экзамены в «Литературный институт им. Горького». Во время учебы в институте публикуются ее стихи, эссе и статьи.
«Искусство призвано не веселить людей, а приносить им страдания»
В 1959 году Бэллу Ахмадулину исключили из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но окончить Литературный ей все же удалось с отлично оцененной дипломной работой. Бэлла Ахатовна защищала Аксенова, Войновича, Копелова, Бродского, Сахарова и за это ее практически перестали печатать. Но она не сдавалась, боролась за свои убеждения, своих друзей и продолжала писать стихи. Ее выступления слушали с замиранием сердца, ей верили.
Слово «поэтесса» Ахмадулина категорически не признавала и настаивала, чтобы ее называли «поэт». Одной из главных тем лирики «поэта» Ахмадулиной была дружба, которую она ценила едва ли не больше всего. Булат Окуджава, Василий Аксенов, Владимир Войнович, Евгений Попов и, конечно, Андрей Битов – «абсолютное братство», как сказала однажды Бэлла Ахатовна.
Ахмадулина писала о простых людях, которых видела вокруг себя. Это и старая крестьянка, врачи и санитарки, городские и деревенские жители. Даже кошка Феня, прозванная Табуреткиной. Герои «воспевались» ее метафорическим, возвышенным стилем. Для проникновенных, чувственных стихов Ахмадулиной писалась музыка и, уже песнями, они звучали в кинофильмах «Ирония судьбы или с легким паром», «Жестокий романс», «Пришла и говорю».
Образ Бэллы Ахмадулиной послужил прототипом героинь для Эдуарда Лимонова в «Истории его слуги» и Василия Аксенова в «Таинственной страсти». А манера говорить была позаимствована актрисой Ией Саввиной, которая работала над озвучкой Пятачка из мультфильма «Винни Пух и все-все-все». После этого Бэлла Ахатовна шутливо заметила: «Спасибо, Иечка, что подложили мне поросенка, а не свинью…»
29 ноября 2010 года Белла Ахатовна Ахмадулина ушла из жизни. Помимо «нерукотворных памятников», оставленных великой поэтессой, памятники ей были открыты в родном для нее городе Москве и в Тарусе, где Бэлла Ахмадулина провела много лет своей жизни. Александра Арсентьева
|
Рекомендуем |