Партнеры Живи добром

Борис Стругацкий. Как два брата вошли в историю литературы


Детские годы Бориса Натановича нельзя назвать счастливыми и по-детски беззаботными, так как пик детства (с 7 до 12 лет) пришелся на войну. Борис Натанович рос безотцовщиной. Однако, как признавался писатель, он не был заброшенным ребенком. Не было острого ощущения отсутствие родителя, так как мама компенсировала родительскую заботу в полной мере. Борис боготворил маму.

Вторым человеком, который повлиял на становление Бориса Натановича, был будущий соратник по перу – старший брат Аркадий. Благодаря Аркадию, Борис полюбил астрономию, математику, фантастические истории.

Аркадий и Борис Стругацкие

Борис Натанович с детства хотел быть писателем. Он пробует писать в начале 50-ых годов. Аркадий Стругацкий мог бы служить для младшего брата положительным примером и стимулом. Та как на писательском поприще он уже сделал кое-какие успехи. В 1946 году написал рассказ «Как погиб Кант», опубликованный лишь в 2001 году. Первая публикация Аркадия – работа «Пепел Бикини» (1956 год), написанная со Львом Петровым.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких – повесть «Страна багровых туч». В этом произведении писатели затрагивают тему технического прогресса, освоения ближайшего космоса. Проблематика вполне вписывается в коммунистическую идеологию – преобладание общественного блага над интересами конкретного человека. Здесь все решается однозначно, без какого-либо терзания выбора, что будет характерно для более поздних произведений авторов. Первые эксперименты с художественностью: попытка писать нешаблонных героев, проскальзывает мотив, оттеняющий оптимизм всеобщего коммунистического общества.

Потом те же герои из «Багровых туч» проследуют в произведения «Путь на Амальтею» (1960 год), «Стажеры» (1962 год), а также в рассказы первого сборника «Шесть спичек». Позднее этот сборник будет включен в цикл произведений о будущем Полумире. Мире, в котором хотели бы жить писатели.

002.jpg

В этих произведениях обсуждается проблема соотношения значимости человеческой жизни и подвига. Показаны герои, позиции которых по этому вопросу противоположенные. Но авторская точка зрения безусловно на стороне человеческой жизни. Подвиг подвигом, а человек должен жить. В «Стажерах» сформулированы темы, которые будут интересовать фантастов в дальнейшем. Во-первых, это проблем скудности духа, проблема мещанства, как основная загвоздка на пути к светлому будущему коммунизма. Во-вторых, тема учительства. Нужно научить людей, что плакать, страдать не стыдно, что нужно презирать мещанскую пошлость бытия, научиться доверять движениям души того, кто рядом…

Первые произведения писателей соответствуют всем требованиям социалистического реализма.  Они проникнуты духом времени - в стране бойко шагала Оттепель.  Авторы на страницах своих работ представляли смелые идеи о развитии техники, науки светлого будущего, а главным произведением того периода был «Полдень XXII».

Полдень XXII век

Повесть «Стажеры» же стала неким рубежом, за которым угол творческого зрения меняется. Писатели решительно расстаются с «технологическим футуризмом» и вплотную обращаются к теме человека. Эта тема направит взгляды писателей дальше, по отличному от прежнего пути.

В произведении «Полдень XXII век» показан мир будущего. Мир этот населен умными, интересными личностями, творческими, тонко чувствующими, покорителями космоса.  Однако, в повести «Далекая радуга» (1963 год) писатели, развивая тему, приходят к некоторым тревожным предположениям.

2.jpeg

В этом произведении звучит проблема возможности управления научными открытиями человеком. Иначе говоря, проблема «джинна в бутылки». Выпустить его можно, а как это отразится на жизни в дальнейшем? Тут уже звучит проблема ответственности людей на пути к научным переворотам, тема научной этичности. Тема нравственного выбора человека между плохим и ужасным вариантом развития событий.

Научно-фантастическим романом «Улитка на склоне» братья Стругацкие гордились больше любого другого своего произведения. Авторы считали его самым совершенным и законченным. Это произведение философское, проникнутое глубокими, порой темными размышлениями. В «Улитке на склоне» как нигде больше отпечатался внутренний мир художников. Произведение это сложное и для понимания, и для чтения. Было с ожесточением встречено цензурой, которая узнала за художественными оборотами бюрократическую бестолковщину органов правления. Однако, на глубинные проблемы произведения, а именно проблему неумолимого прогресса, уничтожающего все мешающее, всю прошлую жизнь, никто из государственных цензоров внимания не обратил.

Улитка на склоне

Возвращаясь к теме Полудня (идеального мира будущего), Стругацкие пишут «Обитаемый остров» (1969 год), а также «Парень из преисподней» (1974 год). Цензура озлоблена на авторов. В 70-е произведения их перестают выходить. Повесть «Пикник на обочине» (1972 год) также был под запретом долгое время в СССР. Сейчас это популярнейшее произведение лидирует по числу переводов среди прочих в копилке авторов. По его мотивам Андрей Тарковский снял знаменитый «Сталкер». Кстати, термин «сталкер», упрочившийся в русском языке, был придуман писателями.

Произведения «Жук в муравейнике» (1979 год) (премия «Аэлита») и «Волны гасят ветер» (1985 год) подвели окончательный итог теме утопии в творчестве братьев. Никакой прорыв в науке не способен изменить жизнь к лучшему, лишь избавление каждого человека от «внутренней обезьяны» способно выправить ситуацию в мире.

В тексте «За миллион лет до конца света (1976 год) – все так же тема выбора человека между спокойствием, мирной жизнью и возможностью творить под угрозой смерти. В «Граде обреченном» (1972 год; опубликовано в 1988-1989 годах) – попытка проследить, как менялось общественное идеологизированное сознание на пути от веры в коммунистические идеалы к вакууму в сознании, когда вера вдруг закончилась. А что же дальше? Пустота.

4.jpg

После смерти брата Аркадия Борис Натанович издал два самостоятельных романа под псевдонимом С. Витицкий.  Это «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995 годы) и «Бессильные мира сего» (2003 год). Он признавался - без брата работа идет трудно.  Также младшим братом был создан «Комментарий к пройденному» (2003 год), где автор описал подробности работы и историю создания произведений Стругацких.

Братья Стругацкие сделали фантастику не просто облегченным чтивом, беллетристикой, чье место на дальних полках литературного мира. Они подняли ее на уровень высокой литературы. Пожалуй, это главный вклад Стругацкий в российскую литературу. Сейчас братьев Стругацких можно назвать классикой – их произведения проходят в школе, экранизируют, по сей день популярность их не проходит.

На протяжении всей творческой жизни авторов, а это период с 1958 по 1990 годы, взгляды их кардинально менялись, менялись углы творческого зрения. Период активности фантастов совпал с непростым периодом жизни страны. Они прошли путь от несокрушимого принятия идеалов коммунизма до крушения последних оплотов веры во всеобщее светлое будущее бюрократической машины советской системы.

6.jpg

Всегда произведения Стругацких вызывали огромный отклик в сердцах советских граждан. В интеллигентном обществе обсуждались проблемы, которые в свою очередь поднимали авторы в своих книгах. С братьями соглашались, их позиции оспаривали, но всегда велась эта культурная работа – дискуссия. 

Таким образом, Стругацкие затрагивали темы, которые находились под запретом, но в мыслях волновали каждого – темы личности. Потому, в частности, за их книгами велась такая охота среди книголюбов и интеллектуалов - интеллигентов  во времена, когда они были под запретом.

Расслабила цепкие пальцы цензура, а книги Стругацких по-прежнему популярны.  В книгах наших фантастов поднимаются вечные вопросы – нравственного и морального выбора, вопросы человека, столь актуальные для всей классической русской литературы. Что соответственно ставит Стругацких в ряд классического списка русских писателей. Нить не рвется – традиции поддерживаются и передаются в будущее. Сами братья признавались - фантастическая сторона повествования не более чем фон для более обстоятельного и глубинного анализа человеческих отношений, поступков, человеческого выбора.


Татьяна Чижикова



 

Рекомендуем

Гала Дали. «Мы никогда не покинем друг друга»
Что? Где? Когда? Культурные события июня
«День Моды»
"Я столько раз пытался завязать с режиссурой". Мастер-класс Виталия Поплавского
Алексей Франдетти: «Мне интересно быть в числе тех, кто поднимает российское кино»
Что? Где? Когда?
Выставка "YOUNG" в галерее "GUP"
Эпоха комиксов
По-цыгански и никак иначе
Глория Эстефан: на границе двух культур