Партнеры Живи добром

Чистая поэзия Дениса Осокина



На сегодняшний день Денис Осокин является одним из самых известных и признанных авторов России. Ему всего 38 лет, но он уже успел проявить себя не только как талантливый прозаик, но как поэт, сценарист и режиссер. В родной Казани региональный телеканал запустил авторский проект Осокина об этносе народов Поволжья. По его сценариям снято уже три фильма – «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции». Копилка писателя переполнена литературными наградами: премия «Дебют», премия Андрея Белого за лучшие прозаические работы, две премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон», премия «Ника» и премия Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии за лучшие сценарии. Его стихи и проза публиковались в самых известных литературных изданиях. Профессиональная жизнь писателя развивается стремительно и гармонично.


Денис Осокин


Уже четырнадцать лет имя Дениса Осокина известно большой литературе, но массовая популярность пришла к автору относительно недавно. В 2010 году режиссер Алексей Федорченко экранизировал повесть «Овсянки». А спустя год увидела свет одноименная книга, которая открыла широкому кругу читателей магический мир автора. Мир, в котором птицы овсянки вовсе не птицы, а скорее духи леса, вестники судьбы, а может быть даже посланцы Бога или сопровождающие в иное пространство, совершенно недоступное в реальности и ясно ощутимое в прозе Осокина. Мир, в котором «анемоны – это не цветы», а лишь один из элементов его постижения.  Этот мир наполнен легендами, поверьями, частушками и анекдотами.


В нем много смешного и по-детски наивного. Пространство Осокина отводит человеку скромное место – он лишь часть чего-то большого и мало постижимого. Именно от этого человек так умиротворен. Ему не нужно сгибаться под грузом своей значительности, он не центр, равновесие восстановлено. 


Телесная любовь и смерть – основные мотивы прозы Осокина. Они связанны друг с другом. Писатель формулирует идею, что любовь всегда будет сопровождаться осознанием неизбежности смерти. Только любовь равна жизни и смерти. И только она остается, когда смерть сменит жизнь. Умереть так же естественно, как и жить. А значит, нам остается одно – любить друг друга всей душой и всем телом. Ведь любить так естественно. Это как прогулка «после работы…по улицам и скверам», как поцелуи до слюнных пузырей. И когда «помаду… всю съели», можно свернуть в развалившийся дом или спрятаться в комнате, именуемой «детской». Через сильно развитое эротическое начало герои прозы Осокина передают читателю свою жажду жизни, неиссякаемый оптимизм и веру в самое лучшее. Это, своего рода, современное переложение архаической сути языческих верований, когда обнаженное тело было частью культа изобилия, плодородия и защиты человека от враждебных сил. 


Денис Осокин


Проза Осокина вообще больше походит на сказку, повествование превращается в монолог рассказчика, почти шепотом передающему читателю самое сокровенное и важное. Так называемая «облегченная пунктуация» автора вкупе с отсутствием заглавных букв сохраняют доверительное настроение, упрощая знакомство читателей с текстом. 


Стоит обратить внимание и на иллюстрации автора к книге, которые выполнены в стиле лубочных картинок с пояснительными надписями. Рисунки, как и тексты писателя, не чужды телесности. Они выступают как связующее звено между темой и ее развитием. Так, надпись эту тему задает, рисунок дарит читателю образ, ну а текст – последняя и самая важная инстанция в восприятии прозы Осокина. 


Говорить и писать о Денисе Осокине можно много. И этого всегда будет мало. Необычайно четко охарактеризовал писателя и все его творчество автор статьи «В стране анемонов и овсянок» Генрих Кранц: «Осокин прост, как глубина, которая неизвестно, что в себе таит». Действительно, к самобытной прозе автора нельзя относиться равнодушно, это невозможно сделать. Его тексты волнуют и увлекают за собой в иное измерение, наполненное ритуалами и сказаниями, в котором человек мирно соседствует с существами иной природы, прислушивается к ним, отвечает. Проза Осокина возвращает человека к его естеству – он обнажает не только тело, он сбрасывает защиты со своей души, заново познавая красоту и таинственность природы, которая больше, сильнее и мудрее смертных людей. Она слышит человека, отвечает ему, любит и призывает к любви каждого.


Проза Осокина свободна от навязчивых претензий на уникальность, в ней нет места героизму, борьбе со злом. В ней нет места самому злу, пафосу, пошлости. Автор удивительным образом, не используя ни рифм, ни стихотворных размеров, превращает свою прозу в чистую поэзию, наполненную фольклорными мотивами, стремлением к жизни простой и бесконечно радостной.



Медведева Алина




 

Рекомендуем

Фильм недели. Премьера. «Левша»
Приключенческий мир Рафаэля Сабатини
Кино. Премьера. "В центре внимания"
XII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой
По следам неутомимого путешественника Камиля Коро
"Труд"- простой и понятный
Алексей Франдетти: «Мне интересно быть в числе тех, кто поднимает российское кино»
Реакционер и эстет Александр Бенуа
Лауреаты конкурса-фестиваля «Чайковский-Наследие»
«Moscow Nights», 7-й сезон, лето 2015