Эдгар Аллан По: «Я – Поэт!»
«Это была планета без орбиты, как его назвали враги, думая унизить поэта, которого они возвеличили таким названием, сразу указывающим, что это – душа исключительная, следующая в мире своими необычными путями и горящая не бледным сияньем полуспящих звезд, а ярким, особым блеском кометы», – Константин Бальмонт. Эдгар Аллан По – американский писатель, поэт, литературный критик, создатель мистических рассказов, родившийся в Бостоне в 1809 году. Его биография окутана пеленою загадочных мифов: не существовало единого мнения насчет его происхождения, ему приписывали путешествия в разные города и страны, встречи с известными литературными деятелями. Впрочем, домыслы и догадки по поводу его биографии не столь важны – гораздо более интересной представляется сама персона Эдгара Аллана По. Родители Эдгара По действительно были актерами: отец сыграл около ста сорока ролей в театре, а мать, кроме того, отличалась необыкновенной красотой. После смерти матери Эдгара забрала на воспитание семья Алланов. Будучи небедными людьми, они полностью обеспечивали мальчика, однако не могли дать ему самого главного – родительской любви. Будущий поэт рос в достатке, но его сопровождало чувство одиночества. Об истинных мотивах, заставивших Алланов взять Эдгара на воспитание судить сложно, однако немалую роль сыграло желание показать себя высшему свету как людей великодушных. В возрасте шести лет Эдгар был отдан в школу-пансион, после чего на протяжении пяти лет сменил несколько таких учреждений. Мальчик «закрылся» в своем мире, однако, будучи наделен богатым воображением и особой чувствительностью, этот мир не был пуст – его наполняли мечты, желания, фантазии. Эдгар был всесторонне развитым человеком: он отлично успевал в изучении точных и гуманитарных наук, занимался спортом. Однако эти успехи раздражали других учеников – они не признавали Эдгара «своим», относились к нему с презрением и смотрели свысока на «приемыша». Ответом на такое отношение стала бессильная ярость мальчика. Психологическое состояние Эдгара ухудшилось после его поступления в Виргинский университет. Приемный отец оказался скупым человеком, не желавшим платить за обучение, из-за чего Эдгар прослыл «нищим» в студенческой среде: ему приходилось занимать деньги и играть в карты, надеясь на выигрыш, чтобы оплачивать не только учебу, но проживание и книги. Естественно, он не приумножил своего состояния, а проиграл все деньги, после чего с позором покинул университет. Результатом этого периода жизни стали разрыв с семьей, в чью поддержку он окончательно потерял веру, и первый сборник стихов «Тамерлан», написанных за год. Судьба подбрасывала Эдгару новые испытания. Оставшись без средств к существованию, он занял деньги, чтобы издать свой сборник, параллельно пытаясь искать работу. В конце концов, Эдгар принял решение пойти в армию, но тяжким камнем на душе лежало ощущение, что он теряет время, находясь не на своем месте, занимаясь не тем делом. Приняв решение уйти, он оказался перед лицом бедности: если в армии его обеспечивали одеждой и питанием, то теперь ему часто приходилось выживать на 4 доллара в неделю, носить старый потрепанный костюм и постоянно думать о том, где переночевать и на что купить еду завтра. Все это противоречило его внутреннему восприятию себя как джентльмена, избранника судьбы, человека особенного. Он тяжело переживал, что ему приходится унижаться, хитрить и обманывать ради куска хлеба. В Эдгаре Аллане По удивительным образом сочетались и одновременно спорили между собой несколько сторон его личности. С одной стороны, он провел часть своего детства в Ричмонде, штате Виргиния, где царило настроение аристократизма и превосходства над остальными штатами. В Виргинии 20-30-х годов 19 века жили люди, интересовавшиеся искусством и философией, что повлияло на будущее поэта (в некоторой степени сделав его жизнь тяжелее, так как осознание собственной исключительности било по самолюбию Эдгара и вызывало неприятие у окружающих). С другой стороны, на него давила атмосфера дома Алланов, где он рос – приемные родители стремились принадлежать к аристократии, высшему свету, однако по сути являлись американскими буржуа. Наконец, уйдя из армии и оказавшись в среде людей, находившихся в нищете, он столкнулся с совершенно иным миром, непохожим ни на Виргинский аристократизм, ни на буржуазию дома Алланов. После ухода из армии По принял решение поступать в военную академию. За год до поступления он «наверстывал» упущенное время, как одержимый работая над вторым сборником «Аль-Аараф». Это время оказалось важным для его становления как поэта: поступив в академию, он окончательно понял, что не способен подчиняться строгим, зачастую нелепым правилам, по которым жили кадеты, и ушел, чтобы заниматься творчеством. Одной из особенностей Эдгара По была его неспособность писать на заказ – он предпочитал жить впроголодь, но не продавать свой талант. Вместо этого он пытался добиться признания, участвуя в различных литературных конкурсах – например, его рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» побеждает в конкурсе журнала Baltimore Saturday Visitor, что поспособствовало знакомству с важными людьми из литературного общества. Эдгара По характеризует невероятная трудоспособность – иногда он писал до полного изнеможения, сопровождавшегося потерей сознания. Он грезит о возможности издавать собственный журнал, и берется за работу помощника издателя «Южного литературного вестника». И в этом деле проявилась его необычайная деловая хватка: он скрупулезно отбирал материалы, работал с корреспонденцией, писал рецензии. За время его работы количество подписчиков журнала увеличилось в семь раз. По не был доволен тем, что он работает только как журналист, но совмещать редакторскую деятельность и творчество он не мог – это приводило к перенапряжению и истощению. Деятельность По как литературного критика явилась причиной появления большого числа недружелюбно настроенных писателей, для которых он представлял настоящую угрозу – его нередко называли «критиком с томагавком» за точность, справедливость, но бескомпромиссность высказываний. В «награду» за них он получал неприятие со стороны литераторов – они распускали о нем сплетни и сочиняли небылицы. Окончательно образ По как человека, ведомого гордыней, пьяницы и завистника сложился благодаря некрологу, который написал Руфус Гризвольд. Он должен был распоряжаться литературным наследием По, но затаил глубокую ненависть из-за нелестной рецензии на его работу со стороны поэта, и очернил его, сообщив читающей публике, что «никто не сожалеет о его смерти». Получив в распоряжение весь архив По, он нещадно правил, дописывал, переписывал его письма и мемуары, пытаясь представить его литературную деятельность как продукт больного сознания развращенного и психически нездорового человека. Четыре года, которые Эдгар По работал на «Южный литературный вестник» оказались тяжелыми для его психического здоровья: ему ничтожно мало платили, он жил со своими бедными родственниками, разрывался между необходимостью заниматься истинным творчеством и зарабатывать на жизнь редакторской и журналистской работой. Его жизнь превратилась в постоянный стресс и боязнь сойти с ума, он часто болел. Утешение По находил в выпивке: напиваясь, бескомпромиссность его суждений относительно людей бесталанных только усиливалась, он принимался во всеуслышание высказывать свое нелестное мнение о них, что, конечно, не прибавляло ему друзей. Что могло спасти поэта, чья гибель, казалось, уже близка? Любовь. Этот брак выглядел настоящим безумством: Эдгар женился на Вирджинии Клемм, своей двоюродной сестре, которая была вдвое младше его – на момент бракосочетания ей было тринадцать. Поэт действительно любил Вирджинию, которая словно была героиней его поэзии – такая же тонкая, чувствительная, нежная, очень похожая на своего мужа. Однако судьба словно насмехалась над Эдгаром: Вирджиния заболела туберкулезом, мучилась болезнью около пяти лет, ей становилось то лучше, то хуже, и в конце концов она скончалась. «Я и в самом деле оставил надежду на свое выздоровление. Оно пришло со смертью жены. У меня достает сил переносить ее как подобает мужчине. Но невозможно было, не теряя рассудка, выдержать непрекращающиеся переходы от надежды к отчаянию. В смерти той, кто была моей жизнью, я обрел новое, но — о, Господи! Какое печальное существование», – писал впоследствии По. Как поэт, Эдгар По был настоящим патриотом своей страны – американская культура находилась на стадии своего становления, нуждалась во флагманах, в том числе и поэтического фронта. Эдгар По иногда называл свои стихи «пустяками», но он придавал этим «пустякам» огромное значение в своей жизни, это был воздух, которым он дышал. Среди наиболее значимых его произведений можно отметить «Ворон», «Линор», «Колизей», «Улялюм», «Аннабел Ли». Он писал в стиле романтизма, придавая большое значение эмоциям, мечтам, видениям, снам и другим элементам человеческого духа. В «Аль-Аарафе» По задался проблемой постижения высшего разума, красоты не через рациональное мышление – логическое, завершенное, оперирующее четкими определениями, а через гармонию воображения. Эстетику По также часто сравнивают с платоновскими идеями. Целью его поэзии являлось сильное эмоциональное воздействие на души читателей. Критики творчества По выделяют ведущий мотив смерти прекрасной женщины в его работах. Что касается По-новеллиста, его наследием стало формирование жанра рассказа в американской литературе. За годы творчества он создал две повести, семьдесят рассказов, учебник и философский трактат. Современники признавали его первенство в области «малого» жанра, более того, он является создателем жанров детективного рассказа и психологического рассказа. В рассказах он тяготел к «страшным» подробностям, несчастьям, фатализму. Впрочем, трагичность его мышления была характерна для романтизма того времени. Кроме того, его южные корни давали о себе знать – в определенный период родной штат Виргиния начал приходить в упадок, что отразилось и на творчестве По. Его также интересовал «бес противоречия» – стремление человека нарушать запреты, отвергать нормы и правила: в рассказе «Черный кот» он продемонстрировал это на примере человека, который повесил на дереве своего питомца. Эдгар По написал всего четыре детективных рассказа, но он был первым, кто увидел, что расследование преступления может стать центральной темой произведения. Смерть любимой женщины привела Эдгара По к осознанию собственного бессилия, неспособности что-либо изменить в жизни. Парадоксально: несколько лет перед этим трагическим событием были наивысшим пиком его карьеры, когда он понял свое литературное предназначение. Последние годы своего существования (можно ли называть такое бытие жизнью?) он метался, словно птица в клетке, переезжая из одного города в другой, но нигде не находил покоя. «Я должен умереть», – писал он в одном из своих писем незадолго до кончины. В 1849 году, в возрасте 40 лет он скончался, по свидетельству современников, от инсульта, но истинные причины его смерти скрыты в тяжелых испытаниях, которые ему щедро дарила судьба.
Екатерина Постная
|
Рекомендуем |