Партнеры Живи добром

Георгий Граубин. Жизнь замечательных детей


 

Георгий Рудольфович Граубин (11 июня 1929 – 11 мая 2011) родился в небольшом селе неподалеку от Читы. Работая на заводе по ремонту паровозов, он начинает издавать заводскую газету «Колючка». В скором времени, его берут в штат газеты «Забайкальский рабочий». В ней он совместно с Воиновым и Ульзутуевым создает писательское объединение «Гравуоль». Они ездят в командировки по забайкальскому краю и пишут статьи на разнообразные темы. 

Однако Граубин прославился совсем не этим. Читателям он известен как автор детских стихотворений. С первого взгляда, писать для детей задача легкая, не говоря, – праздная: побольше наивности, побольше глагольных рифм, поменьше хитроумных речевых конструкций. Простота и легкость чтения книг для детей – кажущаяся простота. Особенно если это касается созидающего, гармонического, игрового искусства, а не манипуляции на низменных, первобытных инстинктах. В последнее время, именно второе в тренде. Главным становится продать. Если назвать литературу продуктом, то все чаще продукт с душком. Душок от грязноватых рук заказчиков. Душок от прокисшего содержимого извилин пишущих. 

4-georgij_graubin.jpg

В 2015 году в Санкт-Петербурге среди взрослых проводился опрос на тему «Нужно ли детям читать книги? Зачем их читать?». Самый распространенный ответ: «Ну, наверное, книги – это информационный носитель, из которого ребенок может что-то узнать. В общем-то, книги сейчас не нужны, так как есть множество других информационных носителей: телевизор, компьютер, планшетник». 

Феномен книги свелся к простому получению информации, которая приравнялась к хаотичному или заданному власть предержащими контенту. Но именно книга – особенно хорошая – развивает воображение, нестандартное мышление, эстетическое чутье, позволяет увидеть всю многоликость мироздания, которое прошло через призму чужого опыта, чужого мышления и чужих представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Книга, в отличии от визуальных форм искусства, дает возможность почувствовать другого как, действительно, другого. Книги учат понимать и прощать. Этому же учит жизнь, но без чтения этот путь длиннее. По современным данным нейронауки, для мозга не имеет большого значения, откуда исходят те или иные импульсы: из реального мира или из виртуального. Мозг не умеет тошнить, поэтому так важно, что именно в него попадает.    

В стихах Граубина отражена детская психология, детское мировосприятие. Он мастерски описывает ситуацию познания мира ребенком, чудо детской фантазии и воображения: 

Хорошо, что мы живём
Наверху планеты:
Преспокойно кофе пьём
И жуём конфеты.
А под нами,
А под нами
В южном полушарии,
Ходят люди вверх ногами,
По планете –
Вверх ногами!
Даже маленькие дети!
Даже люди старые! 

По существу, Граубин предлагает фантазировать, сочинять небылицы. Основными героями его стихотворений являются дети. Они подвижны, их мир интересен, они всегда что-то придумывают. Мир взрослых, напротив, скучен, статичен. Взрослые все время что-то бубнят, навязывают свою точку зрения, поучают, несмотря на то, что в стихах они все же положительные персонажи. Однако для читателя их мир – это мир догм и мировоззренческих строгих мундиров, из которых повзрослевшие дети совершенно не стремятся выскользнуть. 

graubin(1).jpg

На обложках книг Граубина, вероятно, стоит мелкими буквами прописывать: «Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью» или «Курение убивает». Образ папы у писателя – это образ нервно курящего взрослого. Причиной могут быть, например, не сделанные уроки ребенка: 

Мать вздыхает, чуть не плача,
Папа курит без конца:
Лене задана задача
И примеров три столбца. 

У отца в стихотворениях Граубина есть универсальный метод наказания – порка. Образ матери вообще малоприятен. Никакого отношения к молодой, успешной, красивой девушке он не имеет. Мать ворчлива и может «отодрать за уши». Она либо стирает, либо кашеварит. 

Основные действующие лица в стихах Граубина это школьники и школа. Хорошо прописан образ двоечника, лодыря, лоботряса. Он настолько интересен, что на нудных заучек и смотреть не хочется. Лодырь – это экспериментатор, познающий мир на практике, пробующий неприятности на вкус. Читая Граубина, невозможно не вспомнить высказывание М.Л. Гаспарова: «Девочку спросили, какого цвета снег. Она честно ответила: розовый, желтый и голубой. «Но он же белый!» Девочка испугалась крика и дальше молчала. Ее записали в необучаемые»

В любом случае, стихи Граубина читать интересно как для взрослого, так и для ребенка. Несмотря на то, что в них снижен градус литературной игры, но даются знания о мире, ставятся многие насущные для ребенка вопросы. Через стихи Граубина ребенок узнает себя. Взрослый же воскрешает в себе ребенка.

 

Кирилл Сивков



 

Рекомендуем

Итальянский комиссар Микеле Плачидо
Пасхальный цикл занятий. Творим праздник вместе
Четвертый фестиваль современного российского искусства «Форма»
Седьмой международный фестиваль имени С. Рахманинова «Белая сирень» в Казани
Гертруда Стайн. Роза это роза это роза
XII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой
Виртуозная графика Сола Стейнберга
Иван Шишкин: «Вдохновение – это сама работа»
Юрий Сенкевич. Путешествие длиною в жизнь
М. Найт Шьямалан. Триумф одного фильма