Партнеры Живи добром

«Грех молодости» Ивана Лажечникова


«…Поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык», - писал Пушкин в письме к своему другу, одному из создателей русского исторического романа, Ивану Лажечникову.


Иван Иванович Ложечников родился 14 сентября 1792 года в семье одного из самых богатых купцов коломенского уезда. Получив блестящее домашнее образование и прочитав все книги в отцовской библиотеке, Ложечников-младший, став однажды Лажечниковым (по мнению его отца, так фамилия звучала благороднее), с ранних лет начал писать небольшие рассуждения и публиковаться в известных журналах.


 Иван Лажечников


Однако в 1812 году начинается война, и молодой писатель, поддавшись народному настроению, ослушавшись родителей, сбегает из дома и вступает в ряды армии. Воспоминания о сражениях, победе и взятии Парижа лягут в основу «Походных записок русского офицера», опубликованных в 1820 году. Позднее Лажечников назовет свое произведение «грехом молодости», в котором слишком много риторики, но, тем не менее, именно это сочинение и принесет автору первую литературную славу.


Писатель рано бросает военную карьеру, как и многие его сверстники. Будучи человеком честным и добрым, Иван Иванович не мог ужиться в армии, где тогда процветал произвол.

Не сложилась также и его педагогическая карьера, поэтому, отслужив положенный срок, в 1826 году Лажечников переезжает в Москву и полностью посвящает себя литературной деятельности. В то же время писатель начинает увлекаться историей, что не удивительно: после  войны  в России обострился интерес к родному и национальному, это, в итоге, поспособствовало активному развитию исторической прозы.


Исторический роман был идеальным компромиссом в разгоревшемся споре между романтизмом и реализмом, в нем сочетались искусство и жизнь, вымысел и действительность.

 

Именно в этом жанре Лажечников пишет свои самые известные произведения: «Последний Новик» (1831-1833), «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838). Сочинения были горячо встречены публикой, а также высоко оценены В. Г. Белинским и А. С. Пушкиным. Каждый роман воспринимался читателями как невероятно выразительная ода Родине, человеку и человеческому достоинству.


 Иван Лажечников книги


В центре романа Лажечникова всегда находится яркая, вдающаяся личность со сложным характером. Это могли быть как реальные лица, так и вымышленные персонажи, однако судьба их всех была трагична. Лажечников делает вывод о том, что такие герои всегда обречены. Вне зависимости от того, в какую эпоху их поместил писатель, они всегда становились жертвами гнета и невежества государственной власти.


Также большой интерес для читателя представляют воспоминания писателя о переписке с Пушкиным (в 1819 году он, узнав поэта, сумел расстроить дуэль между Александром Сергеевичем и майором Денисевичем), о тесной дружбе с В. Г. Белинским и другими.


Последние романы Лажечникова сильно меркнут на фоне произведений таких восходящих писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Строгая читательская публика констатировала тот факт, что писатель безнадежно устарел.


Удивительно, но литературная слава вовсе не принесла Лажечникову богатства. Умер Иван Иванович 26 июня 1869 года в нищете, написав в завещании: «состояния жене и детям моим не оставляю никакого, кроме честного имени, каковое завещаю и им самим блюсти и сохранять в своей чистоте».



Надежда Афанасьева



 

Рекомендуем

Кино. Свободный и безумный Мэл Гибсон
«Если сердце поет…» Премьера мюзикла «Золушка»
Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера»
РОСФОТО. Торбен Эскерод Портреты и пространства
Осень соблазнов. Мужские ароматы. Выбор редакции
Двойная жизнь инкассатора («Гнев человеческий», реж. Гай Ричи)
«Настоящий балет» Юрия Григоровича
Всадник по имени Сэм ("Великолепная семерка" реж. Антуан Фукуа)
Триллер haute couture ("Под покровом ночи" реж. Том Форд)
«Hollywood»: здесь осуществляются мечты