Иоганн Гёте. Дело жизни
Главное произведение этого писателя, поэта, ученого, общественного деятеля настолько знаменито, что вокруг него возник ореол филологических легенд и анекдотов. Самая знаменитая легенда, основанная на реальных событиях, – это легенда о возникновении, ставшего устойчивым, выражения: «Эта штука посильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь побеждает смерть)». Знаменитые слова произнесены, а точнее написаны, И.В. Сталиным на последней странице сказки М. Горького «Девушка и смерть». Теперь они (в усеченном варианте: «это посильней, чем «Фауст» Гете») используются (в основном филологами) в случае, когда необходимо подчеркнуть особенно острое отношение к сложившейся ситуации, явлению или действиям человека. Известна также библиотекарская байка о студентах филфака, которые просят произведение Фауста под названием «Гёте». И действительно, произведение писателя, наравне с «Божественной комедией» Данте, является знаковым для русского литературного сознания. В течение шестидесяти лет Иоганн Вольфганг Гёте работал над главным своим сочинением. Основу трагедии составляет реальный исторический факт, творчески переработанный народным воображением. Исторический Фауст занимался знахарством, составлял гороскопы и придавался блуду. Как это обычно бывает, с яркими, хотя иногда и не очень, биографиями, история переросла в легенду. В сознании Гёте Фауст, по всей видимости, присутствовал с самого детства: в то время на площадях немецких городов показывали нехитрые кукольные спектакли с этим персонажем. В своей трагедии Гёте сумел создать целую вереницу архетипических героев. Это и Фауст, и Мефистофель, и Маргарита. Ситуация, с которой начинается конфликт произведения, тоже архетипична: борьба добра и зла, света и тени, спор между Богом и Дьяволом. Бог утверждает, что одним из лучших сынов его является Фауст, на что Мефистофель может только посмеяться. Они заключают пари, предметом которого является душа Фауста. Образ главного героя сложен, не линеен, в нем, как и во всех людях, сошелся ряд противоречий. По существу, речь идет о профессоре, который сделал много добра окружающим его людям, но при этом на склоне лет разочаровался в книжной мудрости и в основах мироздания. Мефистофель застает его в момент, когда тот готов совершить самоубийство, выпив ампулу с ядом. Он обещает вернуть радость жизни, за что просит взамен душу. Договор скрепляется кровью. Фаусту предстоит пройти через ряд искушений: пьянством, прелюбодеянием, убийством. Ни одно из предложенных удовольствий не удовлетворяет ищущую душу героя. Гёте не пытается ни осудить, ни оправдать своего героя. Для него важна правда жизни со всеми ее тенями, неопределенностями, абсурдом. Интересно, что, несмотря на обилие грехов, взятых на душу, Фауст все же попадает в рай для встречи с Маргаритой, которая ни много ни мало утопила свою дочь. В этом заключена интересная мысль: грехи совершаемые человеком могут быть искуплены, если тот искренне раскается в их совершении. Написание «Фауста» для Гёте стало делом жизни. В это произведение легли опыт и мысли писателя за долгие годы исканий собственного пути.
Кирилл Сивков
|
Рекомендуем |