Лингвист и просто человек
Произнося фамилию Ожегов мы, русскоговорящие, прежде всего представляем даже не человека, а книгу, главное дело Сергея Ожегова - «Словарь русского языка». За каждым делом стоит человек. О нем наша история. Родился будущий лингвист в семье инженера-технолога Ивана Ожегова в посёлке Каменное (сейчас город Кувшиново) Тверской губернии. Отец был человеком активным, разносторонним, и самое главное - читающим. Именно он и заронил интерес к языку в маленьком Сереже. Хотя здесь можно найти и другой след - по материнской линии. Мать Сергея Ивановича была внучатой племянницей известного филолога и педагога, профессора Петербургского университета, протоиерея Герасима Петровича Павского. Так что такое ощущение, что особого выбора у Сергея Ивановича и не было: судьба и зов крови все решили за него. Говоря о лингвисте, важно все, что связано с языковыми явлениями, и фамилия героя - дело не последнее. Ожеговы - от слова «ожег» (с ударением на «о») - так раньше называли палку, которая служила «лакмусовой бумажкой», определяла степень готовности расплавленного металла к разливке. Так что любителям во всем искать скрытые смыслы, возможно, есть чем здесь поживиться - можно сказать, Сергея Ивановича прижгло наукой, проверку на прочность он точно прошел на «отлично».
В петроградской гимназии (семья переехала во время Первой мировой войны) мальчик не только пристрастился к науке, но и полюбил гимнастику, конный спорт и футбол. Увлечение языком не могло не привести юношу на филологический факультет Ленинградского университета. Но тут в жизнь, как всегда нежданно, опять вмешались обстоятельства, да еще такие ужасные, а именно –Гражданская война. Было не до учебы, Сергея забрали на фронт.
Военное время для Ожегова закончилось в 1922 году, и он сразу же погрузился в науку с новой силой на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. Заметив талант и устремления юноши, Виктор Виноградов и Лев Щерба, а именно у них посчастливилось учиться Сергею, рекомендовали его в аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока. Ожегов стал первым аспирантом Виноградова.
Наш герой - пример верности своему делу. Во время Второй мировой войны Ожегов отказался от эвакуации, оставшись преподавать. Вырисовывается образ невероятно стойкого человека, отчасти разрушающего стереотипы, годами создававшиеся о филологах, как о натурах слабых. Кстати, мужественность, подтверждавшаяся не только духовной силой, но и незаурядными физическими способностями ученого, отражалась и на его внешности.
Вглядимся в это благородное лицо: насупленные брови, суровый взгляд; жизнь, военная ее сторона, оставила зазубрины на Сергее Ивановиче, не оставив ни шанса мягкотелости. К работе, а точнее делу всей своей жизни, он относился даже не как ученый, а как безумно влюбленный человек. Эта страсть возможно и помогала преодолевать огромную рутинную работу, которой было, конечно, немало. Только такой эрудированный человек и не ограниченный одним направлением ученый мог заняться работой со словарями. Интересно, что встречается даже выражение «люди-словари», в число которых входят В. И. Даль, И. И. Срезневский, Д. Н. Ушаков и Сергей Иванович Ожегов. Порой кажется, что деятельность научного человека наполнена однообразием и невероятна скучна. Сергей Иванович и это опровергал своей жизнью и работой, его деятельность подчас вступала в диссонанс с другими представлениями ученых. Он всегда ратовал за единение науки и живого народного языка, говорил о внутренних самостоятельных языковых законах, был определенного рода революционером среди ученых-ретроградов.
Сергей Иванович был просветителем - по его инициативе в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, которая отвечала на запросы организаций и частных лиц.
«Ученым червем» он точно никогда не был. Это был живой человек, чутко чувствовавший связь со своим народом, городом. Неслучайно он был членом Комиссии Моссовета по наименованию учреждений и улиц Москвы. Даже будучи больным человеком, он не оставлял работы.
Умер Сергей Иванович Ожегов в Москве 15 декабря 1964 года - увы, инфекционный гепатит, которым он заразился после операции, не сделал скидки на величие больного.
Кузина Полина
|
Рекомендуем |