Партнеры Живи добром

Основоположник романтизма Франсуа Рене Шатобриан


Будучи современником Наполеона и Маркса, Франсуа Рене Шатобриан не вошёл в историю, как политик, философ или религиозный деятель, хотя именно на этом поприще всю жизнь отстаивал свои убеждения. Волею судьбы ему было суждено навеки остаться в анналах мировой истории, как одному из основоположников романтизма, поместившему на литературную арену совершенно нового «героя-страдальца». Через мир суровой, но прекрасной североамериканской природы этот талантливый писатель с нового ракурса показал французскому, а позже и европейскому читателю внутреннюю суть человека, его душу и эмоциональное состояние.


Франсуа Рене Шатобриан


Неутомимый певец христианства, сторонник французской монархии и ярый противник революции Франсуа Рене де Шатобриан родился во Франции в 1768 году. Будучи потомком исконных бретонских аристократов, он вырос в довольно скромной домашней обстановке. Суровое отцовское воспитание сделало юношу замкнутым, скрытным и нелюдимым, а от матери ему передалась трепетная любовь к христианскому вероучению. Подобно многим начинающим писателям, Шатобриан был тонкой и ранимой натурой и с головой погружался в собственные фантазии, живя в мире своего воображения. Молодой человек порою даже помышлял о самоубийстве, но, как это часто бывает, суровая действительность вырвала его из этого тяжёлого эмоционального состояния. Начиная с 1789 года сердце юноши сотрясают уже не внутренние переживания, а ужасы пришедшей, подобно чуме, Великой Французской Революции. 

Как и многие другие бретонские дворяне, Франсуа покидает объятую волнениями Францию и в возрасте 23 лет достигает берегов Нового Света. Это вынужденное путешествие впоследствии вдохновит его на написание своих знаменитых повестей — «Рене» и «Атала».  Прожив несколько лет в Америке, в самый разгар революции Шатобриан возвращается к себе на Родину и даже вступает в контрреволюционные войска, но ранение и болезнь вынуждают его эмигрировать в Лондон. В Англии будущий писатель познаёт все тяготы бедной и голодной жизни аристократов-эмигрантов тех лет. Там его ненависть к революции достигает своего пика и выливается в 1797 году в первом труде, под названием «Опыт о революциях». Трактат отражает реалии того времени и от первой до последней страницы пронизан пессимизмом класса, вытесняемого с исторической арены. В то же время в тексте остаётся место и для надежды: автор, подобно многим современникам, находит опору в христианском вероучении. «Из всех когда-либо существовавших религий христианская религия - самая поэтическая, самая человечная, самая благоприятная для свободы, для искусства и для словесности…» - пишет он впоследствии.

Франсуа Рене Шатобриан

Спустя 3 года, по Наполеоновской амнистии Шатобриан наконец возвращается домой и сразу же приступает к написанию своего нового трактата, озаглавленного «Гений христианства». В него входят и вышеупомянутые повести «Атала» и «Рене», принёсшие позже славу автору. Именно эти два сравнительно небольших текста стали вестниками нового литературного направления, по сей день будоражащего умы и души молодых людей во всём мире. Заслуга Шатобриана, как основоположника романтизма, в том, что он показывает в своих повестях совершенно иной, неизвестный доселе тип героя. Это новшество тем или иным образом повлияет на всю последующую европейскую литературу.

Отбросив экзотическое окружение, нельзя не заметить, что в обоих повестях главный герой, – любящий, обделённый жизнью страдалец, гонимый и преследуемый, несчастный и одинокий. Шатобриан один из первых выводит на широкое обозрения архетип неудовлетворённого и разочарованного бунтаря, противопоставляющего себя враждебному миру.

Именно такой тип героя становится впоследствии классическим и будет неотъемлемой частью романтического произведения. Пока же он совершенно нов и незнаком французскому читателю. Новаторство и своеобразие этих двух маленьких повестей вкупе с великолепными прочувствованными описаниями природы Нового Света, перекликающимися с эмоциональным состоянием автора и его героев, производит в среде современников настоящий фурор.

Шатобриан приобретает славу и известность и продолжает развивать идеи «Гения христианства» на страницах романа «Мученики», повествующего о первых христианах. В 1815 году, после реставрации Бурбонов, писателя, как одного из самых ярких роялистов того времени, назначают пэром Франции, и он отходит от творческой деятельности, всё больше погружаясь в политику, которая, впрочем, уже никогда не принесёт ему такой же славы и популярности.

В 1848 году, пройдя длинный и непростой жизненный путь, Шатобриан умирает, немного не дожив до своего восьмидесятилетия. Его воспоминания издаются под общим названием «Замогильные записки» и становятся одним из самых значительных образцов мемуарного жанра.


Александр Золотарев



 

Рекомендуем

Выставка «Халхин-Гол: «Да, нам далась победа нелегко...»»
Через планетарии - к звёздам
BLICK'16: "Фанатки на завтрак не остаются" реж. Марк Ротемунд
Арт-Базель — зеркало современного искусства
Непритязательное продолжение о самом маленьком супергерое ("Человек-муравей и Оса" реж. Пейтон Рид)
Палех. Мир в миниатюре
«Ночь музеев» в «Тульских древностях»
Картины Люси Чувиляевой и другие сюрпризы
Вернуть свой «рок-н-ролл» («Вечно молодой» реж. Гийом Кане)
Фонтаны Петергофа. Европейское великолепие Северной столицы Российской Империи