Противоречие ради баланса. Симона де Бовуар
Мы живем в мире, полном крайностей и противоречий. Многое в других кажется нам абсурдным и неправильным, часто вызывая желание защитить себя и свою среду от явлений, с которыми мы внутренне не согласны. Запрещая что-то людям, находящимся в поле нашего зрения или осуждая тех, до кого не можем дотянуться, мы создаем иллюзорное поле спокойствия и контроля над ситуацией. Разве можно упрекать нас за то, что мы находимся в тени толпы, являясь ее частью? Перенимая опыт предыдущих поколений, беря его за основу жизни, задумываемся ли мы о том, насколько он правилен и справедлив? Мы часто живем по инерции, двигаясь по рельсам социальной системы в нужном ей направлении. Мы, но не все мы. У каждой эпохи есть свои отступники и революционеры, превратившиеся в учителей для следующих поколений. Одна из них – Симона де Бовуар. Родившись во Франции, в семье обеспеченных буржуа, способная девочка могла удачно выйти замуж и продолжить добрую традицию, повторив поведенческую модель матери. Но проницательный ум редко способствует женскому счастью. Наблюдая за отношениями в семье и происходящим вокруг, Симона быстро поняла, что патриархальные устои Франции начала двадцатого века не сделают ее счастливой в браке с обычным мужчиной в частности и в условиях относительной угнетенности женщины в семье по отношению к мужу вообще. Брак как союз властвующего мужчины и подчиняющейся во всем женщины де Бовуар воспринимала как личную трагедию, посвятив всю свою жизнь борьбе с этой несправедливостью. В каком-то смысле она даже отказалась от своей большой и страстной любви к американскому писателю Нельсону Олгрену, решив в своей философской теории идти до конца, применяя ее на практике жизни, которая, как известно, часто смеется над любыми теориями, опровергая их. Симону де Бовуар называют идеологом феминизма, и она весьма достойный идеолог. Получив блестящее философское образование, преподавая философию, постоянно анализируя и конспектируя интересующие ее вопросы, Симона создала очень интересные произведения, которые актуальны до сих пор. В частности, ее книга «Второй пол», посвященная проблемам женщин. Она написана удивительно логичным, философским языком, позволяющим оценить всю глубину и мощь ума и таланта де Бовуар. Часто можно услышать комментарии о том, что феминизм писательницы был от благополучной жизни и избалованности. Но, согласно ее биографии, семья разорилась, когда она была еще ребенком. Борьба с существующей системой и отношением к женщине в обществе являлась для Симоны смыслом жизни, великой целью, ради которой порой приносились великие жертвы. Еще в студенческие годы произошло знакомство с Сартром. То, что человек, не отличавшийся внешней красотой, но считавшийся одним из умнейших людей своего времени, оказался для Симоны самым интересным среди сверстников, лишний раз доказывает незаурядность ее собственной личности. Он нашел в ней верного друга до самой смерти, их союз был основан на страсти, но эта страсть была интеллектуальной, она была стимулом к совместному развитию, к написанию книг, к работе и изменению мира, в котором они жили. Мы часто рассматриваем литературные произведения в контексте нашей современной жизни, они теряют для нас актуальность, кажутся местами наивными, в то время как это лишь пласт, срез той эпохи, в которой жил автор. Для своего времени оба философа высказывали не просто революционные мысли, но мысли, носящиеся в воздухе, ведь литература, если это хорошая литература, отражает проблемы времени. Образ жизни Симоны в сексуальном плане может показаться аморальным в рамках нашей ментальности. Она имела свободные взгляды на сексуальные отношения, некоторые из которых благопристойному обществу казались извращением. Пропуская через себя эмоции и страсти, пробуя все на вкус, де Бовуар исследовала человеческую природу через свои реакции, обладая огромной смелостью и азартом. Можно сказать, что ее бурная жизнь имела четкую цель философского анализа проблемных аспектов жизни женщины. Конечно, можно назвать это безумием в противовес упорядоченной жизни какой-нибудь благочестивой христианки, живущей ради мужа детей и семьи и не страдающей от внутренних противоречий. Но, возможно, жизнь потому и состоит из противоположностей, составляющих баланс друг с другом и дающих новым, приходящим в этот мир людям, возможность понять и сделать выбор, пусть не всегда правильный со стороны, но всегда очевидно доказывающий возможность свободы выбора, а не слепого подчинения традиционным рамкам общества.
Анна Брундза
|
Рекомендуем |