Партнеры Живи добром

Разведчик бездн Жорж Сорель


Не стоит вешать на французского философа Жоржа Сореля бирки – анархист, монархист, синдикалист, националист, фашист.  Он не принадлежит ни к одному социально-политическому учению конца 19 – начала 20 века. Впрочем, отдельные аспекты некоторых учений были взяты этим оригинальным мыслителем на вооружение, доработаны и пущены на логическое построение собственной довольно изменчивой концепции. Метания из одного политического стана в другой, неспособность из адепта стать ярым щитоносцем какого-либо течения, постоянный поиск и отбор оригинальных идей, неумение в легкой форме донести свои взгляды – все это вызывало насмешки над философом. В разное время он удостаивался довольно обидных прозвищ – великого еретика и путаника.


Однако объяснить, почему вышедшего на пенсию французского инженера дорожного ведомства, живущего на ренту в предместье Парижа и занявшегося на старости лет литературой, подозревали в столь разных и радикальных наклонностях, будет довольно интересно.


Жорж Сорель


Жорж Сорель родился в 1847 году в портовом городке Шербурге в обеспеченной семье, отец его был виноторговцем, двоюродный брат – историком. Господин Сорель, закончив обучение в родном городке, уехал учиться в Париж на инженера в знаменитую Политехническую школу, имя которой тесно связано с именем Наполеона Бонапарта, выпустившую  многих знаменитых ученых и деятелей Франции.


Прослужив четверть века инженером в провинциальном дорожном ведомстве, Жорж Сорель получил крест Почетного легиона и досрочно вышел в отставку в возрасте 45 лет.

Немаловажной деталью его биографии является факт его верной любви к единственной женщине, жене, Марии Давид.  После утраты любимой женщины Сорель в сопровождении племянников удалился в предместье Парижа. Именно здесь он занимался своей весьма плодотворной литературной деятельностью. После своей смерти он не оставил потомства, мир получил большее  –  оригинальную мысль, отпечатанную на бумаге:  около 10 книг, многочисленные статьи и рецензии, посвященные разнообразны темам: от ведения сельского хозяйства до искусства эпохи Возрождения.


Жорж Сорель жадно интересовался политической жизнью своего времени, он пребывал в состоянии диалога или диспута со многими социологами, политологами и другими учеными своей эпохи. Помимо изучения социальных механизмов настоящего и предвосхищения грядущего француз скрупулезно изучал прошлое: греческую философию, римское право, просветительскую деятельность иезуитов и кровожадные методы инквизиции. Ещё в Политехнической школе ему привили любовь к жизненному пути Наполеона Бонапарта,  и что примечательно  –  в сферу его интересов входили и религиозные подвиги ранних христиан. 


В первые годы литературных изысканий его больше всего интересовал вопрос морали. Результат размышлений отразился в первых опубликованных книгах  – "Вклад в мирское изучение Библии" и "Процесс Сократа".


Жорж Сорель, изучая социализм, не вырабатывал какой-либо системы, подгоняя под нее все факты:  исторические, культурологические, экономические, статистические и т.д., нет, он шел на ощупь, наугад, интуитивно, пробираясь сквозь тернии, не приставая ни к одному лагерю, чтобы не сбиться с собственного пути. Он метко называл себя разведчиком  бездн.


«…всякий раз, как я приступал к рассмотрению какого-нибудь вопроса, я обнаруживал, что мои искания приводят к постановке новых проблем, вызывающих тем большее смятение, чем дальше я продвигаюсь в своих исследованиях».


Самый известный труд Жоржа Сореля, к сожалению, скандальный – «Размышление о насилие». Многих современных читателей и читателей прошлых лет от прочтения книги сразу отпугивает название, вызывающее негативные эмоции, но чтобы понять «насилие» Жоржа Сореля, необходимо открыть обложку, нужно поговорить с автором. Экзистенциалист Жан Поль Сартр, не читавший книги, но наслышанный о ней, презрительно обозвал ее фашисткой.


Первое, что нужно помнить, читая Сореля, он считает жизнь не источником всевозможных наслаждений, а местом для борьбы духа. Канонично добро борется со злом.  Высокая мораль простого рабочего, который стремится к избавлению от страданий, не в том, чтобы добиваться либеральных уступок от капиталистов, а в том, чтобы ежедневно выполнять свою работу, не задавая вопросов, не жалуясь и даже не мечтая, что когда-нибудь наступит день отдохновения, придет золотой век. 


 «…чувство борьбы, сопровождающее эту волю к избавлению, может принести человеку благородного духа достаточно удовлетворения, чтобы поддержать его пыл».


По мнению Сореля отношения между людьми в государстве регулируется двумя рычагами – властью капиталистов и бунтом пролетариата. Акт власти – это сила, акт бунта – это насилие. 


«… сила имеет целью установить социальный порядок, основанный на власти меньшинства, а насилие направлено на уничтожение этого порядка».


Жорж Сорель



Насилие по Жоржу Сорелю – это демонстрация военной силы, которая служит для четкого разделения общества на классы. Историческое значение насилия – грубая и ясная внутриклассовая борьба, не знающая ни ненависти, ни чувства мести, имеющая характер чистой борьбы. Именно поэтому господин Сорель надеялся, что пролетарская революция будет менее кровожадной, чем буржуазная. Жорж Сорель не был сторонником кровавых сцен, он называл их зверствами. Главная цель пролетариата – усилить классовое расслоение, увеличить разрыв, создать могучее электромагнитное поле, вернув буржуазии прежнюю энергию, энергию дельцов с Уолл-стрит, остановить разложение «отупевших от гуманизма» лентяев, тупо жиреющих на доходах. Философ полагал, что создание социальной напряженности, когда обе силы: и капиталисты, и рабочие будут противостоять друг другу в борьбе, заставит общество на максимальных оборотах использовать свои сильные качества.


Жорж Сорель, как правило, дальше создания напряженного поля не идет, в тексте даже проскальзывают фразы – «непреодолимая сила буржуазии». Отчасти, в этом, видимо, виновато его буржуазное происхождение, давшее ему столь многое, отчасти, виноват, и романтический склад ума. Мыслитель в восхищении застывает перед умозрительной картиной двух борющихся гигантов. Однако в тексте можно уловить не вполне оформившуюся мысль – когда власть в последней битве подобной наполеоновской будет разрушена, буржуазия как класс должна исчезнуть. Самого себя философ противопоставляет интеллектуалам-вождям революций, он видит свое счастье в осуществлении своего прожекта – всеобщей стачки.


Насилие по рецепту Жоржа Сореля осуществляется при помощи мифа о всеобщей стачке. Всеобщая стачка это, если хотите, ассоциация, метод мышления, программа, визуализация будущего, пробуждающая в  рабочих энергию.


«…всеобщая стачка есть именно то, что я описал, миф, заключающий в себе весь социализм, совокупность образов, способных инстинктивно вызывать именно те чувства, которые соответствуют различным  проявлениям социалистической борьбы против современного общества». 


Люди, осуществляющие революцию, должны быть высокоморальными, они не могут идти на компромиссы, они должны быть самоотверженными, знающими не понаслышке что такое труд, честь, мужество и долг. По мнению выдающегося француза, революционер-рабочий или моральный производитель – это завершенный индивид, человек новой формации, у которого уже есть обычаи свободы. Как удачно сказал его коллега по цеху  – Шарль Пеги: «Революция будет моральной или ее вовсе не будет». 


Жорж Сорель убежден и всеми силами своей нравственной души убеждает нас в том, что моральный производитель служит интересам цивилизации и, разрушив класс буржуазии, он, тем самым, спасет мир от варварства.



Скобина Женя



 

Рекомендуем

Разъяренный бык литературы. Эрнест Хемингуэй
Габриэль Гарсиа Маркес. Колумбийский маг
Великий и Всемогущий Роу: страна волшебного кино
Ретроспектива фильмов Жана Виго
«Груда тела и суматоха явлений». Памяти Григория Михайловича Поженяна
Книга недели: Джон Фаулз «Коллекционер»
Монсеррат Кабалье: певица с золотым сердцем
Пропасть Пустыни («Дюна», реж. Дени Вильнёв)
Борец против невежества
Санкт-Петербург. На круги своя