Роберт Пенн Уоррен. Литература «южного возрождения»Роберт Уоррен получил Пулитцеровскую премию — престижная награду США в области искусства. Для её получения нужно приложить, мягко говоря, немалые усилия. А вот Уоррен стал лауреатом дважды. Восхищение вызывает тот факт, что наградили американского писателя и за прозаическое произведение, и за поэтический сборник. Такого рода прорыв удалось совершить только ему — американскому титану мысли XX века. Человек, который пришел в литературу, старается заниматься одновременно и поэтическим творчеством. Писатель идеализирует мир, мечтает, восхищается всем, что увидит. Ему хочется преобразовать свои впечатления в поэтические строки. Но также он стремится и к спокойному, прозаическому изложению событий. Однако музы — существа совсем недружные, получается написать либо популярную книгу, либо безукоризненное стихотворение. Что интересно, в начале карьеры Уоррен склонял колено только перед музой поэзии. «Я начинал как поэт, — рассказывал Роберт Пенн. — Мне тогда казалось, что роман — это жанр, не заслуживающий даже презрения». Только через много лет он понял, что барьера между прозой и стихами не существует. Третья ипостась писателя — литературоведение, то есть его академическая деятельность. Уоррен получил хорошее высшее образование. Студенческие годы Роберт провел в Оксфорде, Калифорнийском университете и Университете Вандербильта. Имея за плечами внушительный академический багаж, Уоррен устроился преподавателем литературы. Сначала прозаик преподавал в Юго-Западном колледже Мемфиса в Техасе, позднее — в Университете штата Луизиана в городе Батон-Руж. Учительство всегда оставалось важной вехой в его биографии. Причём, академическая карьера Пенна Уоррена, несмотря на его большой опыт, развивалась медленно: профессорского звания в Йельском университете литературовед удостоился только в 45 лет. Уоррен считается классиком «новой критики» — научной школы, которая отстаивала самодостаточность художественных произведений. Из-под его критического пера вышли книги «Наследие гражданской войны» и «Демократия и поэзия». Совместно с К.Бруксом появились «Как понимать поэзию» и «Как понимать прозу», оказавшие влияние на американскую критику. Собственно, это весь его жизненный путь — не очень богатый на внешние события. Две мировые войны обошли стороной Уоррена: во время первой он был мальчишкой, во время второй — доцентом. Хотя внутрення жизнь писателя характеризовалась успешностью и насыщенностью. В отличии от своих предшественников, Хемингуэя и Фолкнера, Уоррен не имел резких взлетов и падений. Прозаик работал не спеша, спокойно, наслаждаясь. Он жил за счет литературоведческих трудов и поэзии. Писательский дар открылся последним из всех трех ипостасей. Если говорить об Уоррене-поэте, то следует сказать о его тяготении к сложным поэтическим образам и разветвлённым метафорам. Роберт Пенн писал стихотворения, скорее, для элитарной аудитории, нежели для широких читательских масс. А вот Уоррен-прозаик иной. Если в поэзии он тяготел к философии, то в художественных прозаических текстах отдавал предпочтение социально-политической тематике, как, например, в самом известном своем романе «Вся королевская рать». Некоторые американские критики придерживаются мнения, что любое произведение Уоррена, будь это проза или нет, отображает одну-единственную мысль. Присмотревшись, читатель увидит «лишь измененные лики одни и тех же сомнений, исканий, надежд». Основа уорренновской проблематики — это американский Юг с белыми рабами и жестокими владельцами плантаций. Пенн Уоррен родился в штате Кентукки, поэтому этот самый юг и повлиял на его судьбу и смысл его книг. Существует литература «южного возрождения», которая представлена такими именами как Глазгоу, Стайрон, Вулф, Капоте и, безусловно, Уоренн. Многие из них — это крупнейшие американские писатели XX века. И это говорит о том, что они, в том числе и Роберт Уоррен, обнажали в своих книгах нечто значительное для всех жителей Америки.
Анна Мареева
|
Рекомендуем |