Партнеры Живи добром

Семен Гудзенко. Поэт из «далекой провинции Войны»


«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели…»


Семен Гудзенко, поэт, основу творчества которого составляла одна главная, самая значительная для него тема – тема войны, сегодня, возможно не так широко известен, как следовало бы. В определенной мере это неудивительно: жизнь поэта была коротка, а период творчества занял около десятилетия. Да и тема его стихов, тема Великой Отечественной войны, казалось бы, исчерпала себя и неактуальна сегодня. 


Но отвернуться от трагедии прошлых поколений всегда легко. Сложнее же всмотреться в судьбы их представителей и попытаться понять, что двигало этими людьми и чем они близки нам сегодня. 


Семён Гудзенко


Семен Гудзенко, или Сарио Гудзенко – таково его настоящее имя, данное ему его матерью, - родился в Киеве 5 марта 1922 года. Еще в школе Гудзенко интересовался творчеством, посещал литературную студию Дворца пионеров. После окончания школы в 1939 году он перебрался в Москву, где поступил в Московский институт философии, литературы и истории. Однако закончить институт молодому человеку так и не удалось: с наступлением войны он, как и многие его сокурсники, отправился добровольцем на фронт. Гудзенко попал в мотострелковую бригаду особого назначения, чьей основной задачей было проводить рейды по тылам противников. На фронте, в обстановке вечного боя, и начался расцвет творчества Семена Гудзенко.


Его стихи появлялись в армейской печати уже в 1941 году, а первая книга стихов «Однополчане» увидела свет в 1944 году. В основе стихотворений Гудзенко лежат как романтизация жизни простого солдата, его подвига, так и неприкрытая, неприукрашенная правда о суровом, жестоком времени Великой Отечественной войны. В своем творчестве Семен Гудзенко продолжает традиционную для русской литературы тему маленького человека в контексте глобальных исторических событий. Герои его произведений – простые рядовые солдаты, которых кто-то ждет дома, которым порой бывает страшно, чьим жизням каждую минуту угрожает разразившийся пожар войны. Этим свойством поэзии Гудзенко восхищался и Илья Эренбург: 


«Это поэзия изнутри войны. Это поэзия участника войны. Это поэзия не о войне, а с войны, с фронта».


В 1942 году поэт был тяжело ранен в живот – «пушкинское ранение», как позже называли его друзья Гудзенко. После ранения Семен Гудзенко работает военным корреспондентом, присоединяется к выездным редакциям газет, ездит по территории страны, как уже освобожденным, так и охваченным боями. При этом он продолжает писать стихи, создает заметки, составившие впоследствии «Армейские записные книжки».


Семен Гудзенко стремился показать всю правду о войне, в том числе и трагичную, жестокую ее сторону. Оценка его творчества современниками, исходя из этого свойства его творчества, была двоякой. Он был активно поддержан молодыми писателями на их Первом всесоюзном совещании в 1947 году. В то же время, ЦК ВКП(б) в газете «Культура и жизнь» отнеслась к стихам Гудзенко негативно: неуместным казалось властям изображение трагичных страниц войны в период, когда вся страна радовалась победе. Семен Гудзенко обвинялся в «дегероизации», в излишней концентрации на теме военного прошлого.


Но уйти от темы войны поэт не мог. Даже в мирное время эта тема была для него важнейшей. Наверное, велик был след, неизмерима трагедия этого события в жизни поэта и других простых солдат, прошедших войну.

«И у меня есть тоже неизменная, на карту не внесённая, одна, 

Суровая моя и откровенная далёкая провинция – Война».


Война, действительно, осталась вечным местом существования Семена Гудзенко до конца его жизни. И конец этот пришел, к сожалению, быстро. Гудзенко умер в возрасте 31 года от ранения. От ранения, полученного еще в 1942 году – последствия контузии давали о себе знать и спустя десять лет. Война сыграла свою роковую роль как в жизни, так и в смерти поэта. 


Семён Гудзенко


В последние месяцы, уже будучи не в состоянии писать самостоятельно, он продолжал работать и продиктовал еще несколько стихотворений. Стихи Гудзенко надолго врезались в память поколений. Владимир Высоцкий высоко ценил фронтовую лирику поэта, считая ее одним из лучших образцов военной поэзии. Высоцкий также играл Гудзенко в спектакле «Павшие и живые» Ю. Любимова. Стихи Гудзенко вошли в число стихов поэтов-фронтовиков, на которые была написана кантата В. Малаховской, представленная публике в 2009 году. 


Творчество Семена Гудзенко – это голос целого поколения людей, чью жизнь навсегда захватила и целиком определила война. 

«Мы не от старости умрем, - от старых ран умрем».


Несомненно, стихи Гудзенко – одна из лучших иллюстраций великой трагедии народа, принесенной Великой Отечественной войной.



Евгения Давыдова



 

Рекомендуем

Рени Гвидо — подражатель античности или мастер высокой техники?
Люди и книги. Вадим Дуда об экспансии русского языка,секретном сленге "Иностранки" и библиотечной конкуренции
Кино. Классика. "Москва слезам не верит"
Айдар Гайнуллин о Ростроповиче, мировой музыке и своём первом международном фестивале!
Владимир Высоцкий: взлеты и падения легенды
Теодорос Ангелопулос. Трилогия современной Греции
Василий Жуковский «Жизнь и поэзия – одно…»
Zaz возвращается: французская звезда представила новый альбом «Effet Miroir»
Happy Birthday, Slowhand!
Кино. Премьера. "Голограмма для короля"