Уильям Уордсуорт. Представители «озерной школы» и зарождение английского романтизма Английский романтизм, возникший на рубеже XVIII-XIX веков, затронул всю культурную сферу и стал своего рода итогом больших процессов, переосмысления, перестановке в английском сознании. Промышленный переворот, внедрение машин, возникновение единого британского колониального государства, становление языка и формирование ментальности – эти глобальные процессы поменяли общество. Первый период английского романтизма, то есть период его утверждения, связан, в частности, с деятельностью творцов «озерной школы». Именно они на протяжении всего своего творческого пути «протаптывали» дорогу романтизму. Их называли «лейкистами» («lake» переводится с английского как «озеро»). Лирики жили вдали от городской суеты в краю озер. Завороженные девственной красотой природы приозерной местности поэты писали вдохновенные произведения, в которых старались передать неподдельное восхищение пасторальными пейзажами. А также очаровывающих своей простотой людей, населяющий эти ландшафты. В своей программе поэты считали разум второстепенным в человеке, отдавая предпочтение отзывчивому на красоту окружающего мира, чуткому сердцу. Правда сегодняшнего дня, лишенная зауми и истин, так далеких от простой жизни, интересовала ранних английских поэтов - романтиков. Они ставили интуицию и воображение выше разума. Наука обобщает «холодные» факты, воображение же и интуиция в свою очередь позволяют прочувствовать, а значит гораздо глубже постичь суть вещей. Важнейшими лицами этой группы английских поэтов, их еще называют «романтиками старшего поколения», являются Кольридж, Саути и Уордсуорт. Сборник ранних английских романтиков «Лирические баллады» (1798 год), принадлежащий к числу важнейших водоразделов в истории английской поэзии, вызвал большое недоумение среди критиков, так как являлся чем-то принципиально новым. Последовала первая нервная реакция в виде негативных отзывов, где иронично назвали авторов теми самыми «озерными поэтами». Это наименование намертво прикрепилось к литературной группе. Уордсуорт , чьи произведения составляли большую часть сборника, ответил на отзывы критиков журнала «Edinburgh Review» во втором издании сборника предисловием. Сейчас его принято рассматривать как манифест «озерной школы». В 1802 издание было дополнено очерком о языке поэзии. В манифесте главный поэт «озерной школы» Уордсуорт разъяснил свою позицию. Он говорил о том, что «неиспорченный быт провинции, деревень представляет истинную красоту и не противоречит красоте природы, активно вписывается в нее, составляя гармоничное целое. Писать об обыкновенных людях обыкновенные вещи обыкновенным языком – в этом видели ранние английские поэты - романтики свою миссию. Рассудочный язык поэзии, символ умирающего классицизма, Уордсуорт значительно упростил. Даже снизил до разговорного языка. Он считал, что язык поэзии не должен отличаться от языка прозы. Уильям Уордсуорт был своего рода первопроходцем в английской литературе, вместе с ним в Англии расцветала пора романтизма. Поэт человека и природы, он был уверен, что прочувствовав красоту природы, человек может приблизиться к пониманию мироздания, Бога. Он понимал и принимал традиции средневековых философов. Верный просветительским идеям естественного человека, он воспринимает природу «по-руссоистски», веря в нее, как в начало добра. В лучших своих произведениях Уордсуорт поражает точностью слога и передачи эмоции. Достоверны описанные им портреты простых работников сельской местности. Уже в молодости он с интересом наблюдал за пастухами, бродячими продавцами. Они составили позже галерею его образов. Свое первые стихи Уильям Уордсуорт написал будучи студентом Кембриджского университета. Как-то на каникулах он обошел Озерный край. Поразившись чуть приоткрывшейся красотой, молодой человек написал поэму «Вечерняя прогулка». Через несколько лет Уордсуорт и его приятель пешком пересекли объятую революцией Францию, а потом через Швейцарию добрались до озер Италии. Вернувшись, поэт опубликовал «Вечернюю прогулку» и «Описательные наброски». В «Описательных набросках» - восторженное принятие идеалов Великой французской революции. Позже, стоит отметить, Уордсуорт стал консерватором, разочаровавшись в революции. Это произошло после прихода к власти Наполеона I. В период с 1795-1797 гг. он пишет трагедию «Жители пограничья», поэму «Разрушенный коттедж» - проникновенный рассказ о судьбе несчастной женщины. Позже поэма стала первой частью «Прогулки». Надо сказать, что в этот период жизнь поэта преисполнена печали. Он потерял близкого друга. Поселился в графстве Дорсетшир вместе с сестрой, которая помогала ему выйти из обрушившейся на него депрессии. Уордсуорт тесно сошелся с Сэмуэлем Тейлором Колриджем. Общность интересов стала причиной его переезда в Альфоксден. Там совместными усилиями рождается сборник «Лирические баллады». Там же литератор окончил «Питера Белла». Позже друзья решают пуститься за новыми впечатлениями для творчества в путешествие в Германию. Там Уордсуорт приступает к «Отшельнику». Начало 1802 года можно охарактеризовать как время небывалой творческой активности романтического поэта. Тогда написаны были «Кукушка», триптих «Бабочка», «Обещание бессмертия»… А в 1808 году семья поэта перебралась в Грасмир. К этому времени Уордсуорт был уже счастливым семьянином. В браке с Мэри Хатчинсон у них родилось пятеро детей. В Грасмире написан знаменитый памфлет о Конвенции и Цинтре. В период наполеоновских войн, Уордсуорт возмущается политикой своей страны. Памфлет проникнут состраданием к испанскому народу под властью Наполеона. В 181З году чета Уордсуортов обосновывается в Райдел-Маунт. Там лирик прожил до конца своих дней. После окончания наполеоновской войны, гонимый страстью к путешествиям, поэт отправляется в Европу. В творческой копилке романтического поэта такие творения, как «Благодарственная ода» - на окончание войны, «Питер Белл и Возничий, цикл сонетов «Река Даддон», «Церковные очерки», «Снова в Ярроу» и другие. В зрелые годы творческий пыл лирика немного остыл. Но его стихотворения и, в частности, процесс переосмысления чувств в них являют собой высокую степень мастерства. Именно Уордсуорт и компания так называемых «озерных поэтов» сделали один из витков развития английской литературы по предопределенному романтизмом развитию. Они предложили поразительные по своей глубине положения, благодаря оценке которых литература пошла по новому пути, а старое наследие подверглось переосмыслению. Таким образом, историческое значение «лейкистов» не возможно переоценить.
Татьяна Чижикова |
Рекомендуем |