Партнеры Живи добром

Виталий Бианки: «Спешите делать добро!»


"Тот не человек, кто о звере не сочувствует." Эта мысль была центральной в повести В. В. Бианки "Мурзук". 


Сопереживание - то, чего так не хватает в наше время. Именно поэтому основной задачей литературы является нравственное воспитание читателя, чем и занимался писатель на протяжении всей своей литературной деятельности.


Виталий Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге в семье известного биолога - орнитолога Валентина Львовича Бианки. К тому времени семья состояла из четырех человек: родителей и двух сыновей Льва и Анатолия. Занималась воспитанием детей мать - Клара Андреевна. "Мама - самый близкий человек на свете"- вспоминал В. Бианки. 


Хорошо знавшие Клару Андреевну выделяли её тихий голос, глаза лани и мягкую, неторопливую походку. 


Виталий Бианки


Детство и отрочество Виталия проходило под сильным влиянием отца, который и стал первым и самым главным лесным учителем сына. Валентин Бианки часто брал сына с собой в лес, что породило в мальчике любовь ко всему живому. По наставлению отца мальчик с раннего детства научился все свои наблюдения записывать. 


Окончив гимназию, осенью 1915 года В. В. Бианки поступил на естественный факультет Петербургского университета. Но, увы, события данного времени совсем не способствовали учебе. В 1916 году  он был призван в армию. Пройдя обучение на ускоренных курсах Владимирского военного училища, Бианки окончил их в чине прапорщика, а после был направлен в артиллерийскую бригаду. В 1917 году он вошел в партию эсеров. В связи с наступлением Красной Армии часто менял место жительства и вскоре осел в Бийске, но через некоторое время был мобилизован в русскую армию. После дезертирства, был вынужден скрываться под другой фамилией - Белянин. В последствии у него так и останется до конца жизни двойная фамилия Бианки- Белянин.


Виталий Бианки


Со своей будущей женой Бианки познакомился в гимназии на Алтае, где свела их судьба во время гражданской войны. Вера Николаевна была дочерью врача и преподавателем французского и немецкого языков в школе. Брак оказался прочным и счастливым. Скрепленный любовью и взаимным уважением супругов, он выдержал испытание временем: вместе они прожили 38 лет. Вера всегда старалась создать для мужа-литератора наилучшие условия работы, и поэтому интересы Виталия в доме всегда стояли на первом месте. Со своей стороны Бианки платил жене безграничной любовью. "Простая справедливость требует, -писал он,"- чтобы все посмертные издания моих книжек были посвящены Верике. " 


Всем своим детям Виталий привил  ту же любовь ко всему живому, какую имел сам.


В августе 1922 года В. Бианки с женой и маленькой дочерью вернулся в Петроград. О возобновлении занятий в университете и речи быть не могло: маленькую дочь и жену нужно было обеспечивать, поэтому о научной карьере пришлось позабыть навсегда. Первое время Бианки перебивался случайными заработками, не гнушаясь никакой работой, писал и переводил статьи. Огромной опорой в это нелегкое время оказались братья Виталия. 


Возможно, именно их помощь помогла им избежать голодного существования. Вскоре, совсем оставив намерение стать биологом, Виталий Бианки начал писать. В 1923 году на свет появились первые рассказы. На тот момент Виталий уже состоял в кружке детских писателей при Институте дошкольного образования и поэтому его первые произведения были преподнесены на суд кружковцам.


Виталий Бианки


Сейчас, имея огромное литературное наследие Виталия Бианки, мы можем сказать, что он - поистине талантливый художник слова, который  умел направлять нравственные стремления своих читателей, воспитывать в них любовь , сочувствие и сострадание ко всему живому. Его умение видеть прекрасное и глазами ребенка передавать это в своих произведениях, оставило во многих маленьких читателях глубокий и радостный след на всю жизнь. Творчество Бианки стоит особняком в литературе, спутать его с кем-то практически невозможно. Обладая глубокими познаниями в биологии, писатель умел красочно и доступно рассказать читателю о тайнах природы и заразить его любовью к созерцанию и пониманию её сущности. Во время прочтения "Мышонок Пик" создается то впечатление, какое производил окружающий мир на каждого из нас в детстве. Автор блестяще передает мир и всё живое языком близким и понятным ребенку. С самого начала автор захватывает наше внимание сюжетом и держит его в своих руках. 


Рассказ пробуждает в нашем сердце сострадание к маленькому мышонку, оставленному на произвол судьбы в мире, где никто ему не поможет и где каждый должен сам бороться за свое существование. Удивительна параллель, которую проводит автор, о том, что необдуманный и жестокий поступок мальчика послужил причиной нарушения привычного течения жизни в лесу и чуть не обернулся трагедией для маленького героя рассказа. Но находчивость и врожденные  инстинкты помогли мышонку Пику освоиться в столь враждебном лесном мире и в конце обрести свой приют в самом неожиданном месте, в доме брата и сестренки, которые чуть не погубили его, в их первую встречу. Как видно в этом рассказе центральное место в произведения Бианки занимали нравственно-психологические проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. 


Сменятся поколения, и люди по-прежнему будут читать книги известного писателя, зажегшего в наших душах огонь вечной истины. В одном из своих писем Виталий Бианки писал:


"Наше слово - зерно, брошенное в землю, по всей земле дает всходы, даже там, где мы и не думаем. Ответственность колоссальна!" 


Посеянное им, ещё многие годы будет давать плоды добра, правды и любви, любви не чуждой всему живому. И как сказал писатель в рассказе  "Оранжевое Горлышко": "Спешите делать  добро!"



Александра Дильман



 

Рекомендуем

Котёнок по имени Гав. 40 лет в сердцах телезрителей.
Ловушка истории («Антебеллум», реж. Джирард Буш, Кристофер Ренц)
Андерс Петерсен. Кафе «Лемитц»
Истина на дне бокала
Открытие Московского Международного фестиваля «Москва встречает друзей» глазами Daily Culture
Денис Фонвизин. Автор высмеивает, читатель смеётся
Борис Штерн. На гребне четвертой волны
Культурный отдых в Сочи
Estеe Lauder: лицензия на элитарность
Квинтэссенция жизни через линии и квадраты. Пит Мондриан