Партнеры Живи добром

Виталий Бианки: «Спешите делать добро!»


"Тот не человек, кто о звере не сочувствует." Эта мысль была центральной в повести В. В. Бианки "Мурзук". 


Сопереживание - то, чего так не хватает в наше время. Именно поэтому основной задачей литературы является нравственное воспитание читателя, чем и занимался писатель на протяжении всей своей литературной деятельности.


Виталий Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге в семье известного биолога - орнитолога Валентина Львовича Бианки. К тому времени семья состояла из четырех человек: родителей и двух сыновей Льва и Анатолия. Занималась воспитанием детей мать - Клара Андреевна. "Мама - самый близкий человек на свете"- вспоминал В. Бианки. 


Хорошо знавшие Клару Андреевну выделяли её тихий голос, глаза лани и мягкую, неторопливую походку. 


Виталий Бианки


Детство и отрочество Виталия проходило под сильным влиянием отца, который и стал первым и самым главным лесным учителем сына. Валентин Бианки часто брал сына с собой в лес, что породило в мальчике любовь ко всему живому. По наставлению отца мальчик с раннего детства научился все свои наблюдения записывать. 


Окончив гимназию, осенью 1915 года В. В. Бианки поступил на естественный факультет Петербургского университета. Но, увы, события данного времени совсем не способствовали учебе. В 1916 году  он был призван в армию. Пройдя обучение на ускоренных курсах Владимирского военного училища, Бианки окончил их в чине прапорщика, а после был направлен в артиллерийскую бригаду. В 1917 году он вошел в партию эсеров. В связи с наступлением Красной Армии часто менял место жительства и вскоре осел в Бийске, но через некоторое время был мобилизован в русскую армию. После дезертирства, был вынужден скрываться под другой фамилией - Белянин. В последствии у него так и останется до конца жизни двойная фамилия Бианки- Белянин.


Виталий Бианки


Со своей будущей женой Бианки познакомился в гимназии на Алтае, где свела их судьба во время гражданской войны. Вера Николаевна была дочерью врача и преподавателем французского и немецкого языков в школе. Брак оказался прочным и счастливым. Скрепленный любовью и взаимным уважением супругов, он выдержал испытание временем: вместе они прожили 38 лет. Вера всегда старалась создать для мужа-литератора наилучшие условия работы, и поэтому интересы Виталия в доме всегда стояли на первом месте. Со своей стороны Бианки платил жене безграничной любовью. "Простая справедливость требует, -писал он,"- чтобы все посмертные издания моих книжек были посвящены Верике. " 


Всем своим детям Виталий привил  ту же любовь ко всему живому, какую имел сам.


В августе 1922 года В. Бианки с женой и маленькой дочерью вернулся в Петроград. О возобновлении занятий в университете и речи быть не могло: маленькую дочь и жену нужно было обеспечивать, поэтому о научной карьере пришлось позабыть навсегда. Первое время Бианки перебивался случайными заработками, не гнушаясь никакой работой, писал и переводил статьи. Огромной опорой в это нелегкое время оказались братья Виталия. 


Возможно, именно их помощь помогла им избежать голодного существования. Вскоре, совсем оставив намерение стать биологом, Виталий Бианки начал писать. В 1923 году на свет появились первые рассказы. На тот момент Виталий уже состоял в кружке детских писателей при Институте дошкольного образования и поэтому его первые произведения были преподнесены на суд кружковцам.


Виталий Бианки


Сейчас, имея огромное литературное наследие Виталия Бианки, мы можем сказать, что он - поистине талантливый художник слова, который  умел направлять нравственные стремления своих читателей, воспитывать в них любовь , сочувствие и сострадание ко всему живому. Его умение видеть прекрасное и глазами ребенка передавать это в своих произведениях, оставило во многих маленьких читателях глубокий и радостный след на всю жизнь. Творчество Бианки стоит особняком в литературе, спутать его с кем-то практически невозможно. Обладая глубокими познаниями в биологии, писатель умел красочно и доступно рассказать читателю о тайнах природы и заразить его любовью к созерцанию и пониманию её сущности. Во время прочтения "Мышонок Пик" создается то впечатление, какое производил окружающий мир на каждого из нас в детстве. Автор блестяще передает мир и всё живое языком близким и понятным ребенку. С самого начала автор захватывает наше внимание сюжетом и держит его в своих руках. 


Рассказ пробуждает в нашем сердце сострадание к маленькому мышонку, оставленному на произвол судьбы в мире, где никто ему не поможет и где каждый должен сам бороться за свое существование. Удивительна параллель, которую проводит автор, о том, что необдуманный и жестокий поступок мальчика послужил причиной нарушения привычного течения жизни в лесу и чуть не обернулся трагедией для маленького героя рассказа. Но находчивость и врожденные  инстинкты помогли мышонку Пику освоиться в столь враждебном лесном мире и в конце обрести свой приют в самом неожиданном месте, в доме брата и сестренки, которые чуть не погубили его, в их первую встречу. Как видно в этом рассказе центральное место в произведения Бианки занимали нравственно-психологические проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. 


Сменятся поколения, и люди по-прежнему будут читать книги известного писателя, зажегшего в наших душах огонь вечной истины. В одном из своих писем Виталий Бианки писал:


"Наше слово - зерно, брошенное в землю, по всей земле дает всходы, даже там, где мы и не думаем. Ответственность колоссальна!" 


Посеянное им, ещё многие годы будет давать плоды добра, правды и любви, любви не чуждой всему живому. И как сказал писатель в рассказе  "Оранжевое Горлышко": "Спешите делать  добро!"



Александра Дильман



 

Рекомендуем

Премьера оперетты «Летучая мышь» на большой сцене НОВАТа
Утопия как образ жизни. Александр Герцен
«Тотемы, мифы, образы» в Музее Востока
Гарри Гаррисон. Герой нашего времени
Фестиваль «Пространство режиссуры.» День первый
40-й ММКФ. Конкурс. "Неаполь под пеленой" Ферзана Озпетека
Сидни Поллак. Прагматик и идеалист
Они встретили луну и остались с ней навсегда
Кино. Премьера. "Экстрасенсы"
Цвет, свет и запах: испанский импрессионизм через призму органов чувств