Юкио Мисима. Танец со смертью
За сорок пять лет жизни Юкио Мисима оставил чрезвычайно богатое литературное наследие, а его произведение «Золотой храм» до сих пор является самым читаемым произведением японского авторства в мире. Юкио был трижды номинирован на Нобелевскую премию. А в 1988 году в память о писателе издательством «Синтеся» была учреждена премия имени Юкио Мисимы. Он был талантливым чрезвычайно, если не гениальным. Но у всякой одаренности есть и обратная сторона, проявляющаяся в каком-то виде отклонения. Юкио был человеком во многом чрезмерным и необузданным в своих желаниях, многие из которых имели оттенок патологических.
Например, мастер вспоминал, что, будучи юношей, получал удовольствие от просмотра картин, содержащих насильственные сцены; есть сведения, что к темам, наиболее волнующим и возбуждающем автора, относился даже каннибализм. Юкио Мисима родился в 1925 году в семье крупного государственного чиновника. С младенчества воспитывался у бабушки. Юкио рос ребенком странным и болезненным. Отсутствие социализации, постоянные истерики измученной болезнями бабушки стали косвенными причинами его отклонений, проявлявшихся уже с раннего детства. Например, обязательным элементом фантазий ребенка была смерть. А если в сказке главный герой выживал, мальчик вычеркивал такой конец. При этом, как утверждал Мисима, он всегда очень боялся смерти. Его жизнь была отчаянной борьбой с собой (преодоление своих страхов, немощи) и постоянным заигрыванием со смертью. Пожалуй, последнее доставляло сильнейшее удовольствие писателю. Творчество Мисимы – это продолжение эстетической концепцией смерти. «Зачарованный смертью дьявол» означает псевдоним Юкио Мисима. Красота для Юкио – нечто великое и безусловное, но ужасное. По сути понятия «красота» и «смерть» в сознании автора переплетаются и соединяются. Рождается красота и исчезает в этот самый пик смерти, обязательно героической, насильственной. К такому концу шел Мисима - режиссер, Мисима - драматург, как истинный воин, постоянно совершенствуя телесную оболочку. А в душе у него «бушевали темные океаны»…
Первым литературным дебютом 24-летнего Мисимы стал роман «Исповедь маски», безжалостный и скрупулезный. В нем автор откровенно говорит о своей гомосексуальности, шокируя общественность. В произведении писатель стоит лицом к лицу со своими внутренними демонами, без страха и даже с некоторым наслаждением демонстрирует свои темные чувства, переживания, волнуя мутные воды своего внутреннего мира. Роман был высоко оценен критиками. В 1950 году вышел второй роман мастера под названием «Жажда любви». А в декабре следующего года молодой человек отправляется в кругосветное путешествие. Он жаждет гармонии с собой, с окружающим миром, солнца, песка, моря… Кажется, внутренние демоны постепенно умирают, фантасмагоричные видения перестают иметь власть над ним. Впервые он задумывается о красоте, не отождествляя ее с темной силой. Считает, что раз он создает прекрасные произведения, то и тело должно стремиться к совершенству.
Свежестью дышит роман 1953 года «Шум волн». Он наполнен светом. В основе сюжета история любви. Автор признавался, что вдохновила его история Дафниса и Хлои. Уже позднее, когда не задушенные до конца внутренние демоны, восхваляющий смерть, начнут поднимать головы, Мисима будет признаваться, что роман писался им не всерьез. В это время стиль писателя несколько меняется, он начинает тяготеть к классической японской литературной традиции. Например, Юкио восхищается Мори Огай. Потом родились «Долгая весна» (1956), «Пошатнувшаяся добродетель» (1957), ставшие бестселлерами. Затем создаются произведения «Золотой храм» (1956), явившийся манифестом писателя и главным его произведением, в основе которого глубокий анализ внутреннего мира, и «Дом Кеко» (1959), где мастер уже увлекается эстетикой нигилизма.
Начиная с 60-ых годов, Мисима примиряет роль ревнителя национальных традиций и ультраправого политика. В своих статьях того периода восхвалял доблесть самураев. Много выступал перед публикой с пламенными речами монархического толка. Впоследствии Юкио Мисима создал частную элитную армию «Общество щита». Чем бы ни увлекался писатель, так или иначе, это всегда находило выражение в его творчестве. В это десятилетие свет увидели произведения, восхваляющие воинов, героическая доблесть которых для Мисимы является подлинной красотой во всех ее проявлениях. В 1965 написан и поставлен (с автором в главной роли) «Патриотизм», в 1966 опубликованы «Голоса духов героев». Большой резонанс вызвала пьеса «Мой друг Гитлер» (1968). Ее провокационное название внушало ужас. Но содержание было менее шокирующим. Гитлера своим другом считал главный герой произведения. Мисима любил эпатировать, дерзить.
Особенно в пьесах, которые писатель создавал с невероятной быстротой. Он мог уединиться в комнате на ночь, а наутро выходил с уже готовой рукописью. Автор признавался, что драмы даются ему легче других жанров литературы, они как бы сами льются. Театр Мисимы – это сочетание классических традиций с провокационным, эпатирующим содержанием. Автор считал, что зрителей не должно смущать обилие кощунственных высказываний, доносившихся со сцены. Это лишь одна из особенностей его стиля. В произведении «Запретные удовольствия» есть такие строчки: «Человек не может родиться по собственной воле, но умереть по собственной воле он может». Смерть по собственной воле, единственная приемлемая форма ухода для Мисимы, является лейтмотивом всего творчества. В произведениях он с хладнокровием хирурга препарирует свои чувства, выворачивая наизнанку душу – хрупкую розу с бархатными лепестками. Обретя форму совершенной красоты, как он считал, внутренней и внешней гармонии, он мечтает умереть героически: «Нет ничего отвратительнее соединения смерти с обыденностью». («Исповедь маски»). А за отсутствием возможности оной срежиссировать подготовленный им сценарий… Мастер не оставил незавершенных дел: попрощался с родными и друзьями, привел в порядок оставшиеся дела. А 25 ноября 1970 года под предлогом официального визита Мисима со своим помощником и, по слухам, любовником Моритой и еще некоторыми членами «Общества щита» посетил базу сухопутных войск сил самообороны в Итигае.
Мисима, взяв в заложники командующего базой, с балкона его кабинета обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Но те проигнорировали спектакль. Возбужденный фактом презрение Мисима вернулся в кабинет со словами: «Они меня даже не слушали». А после совершил главный ритуал в своей жизни – сэппуку (или харакири). Потом Морита отрубил голову старшему товарищу, и сам совершил самоубийство.
Татьяна Чижикова
|
Рекомендуем |