Партнеры Живи добром

К юбилею оркестра «Таврический». Интервью Михаила Голикова


В Петербурге отгремели торжественные концерты, посвященные 10-летию оркестра «Таврический» под управлением дирижера Михаила Голикова. Празднование началось в alma mater именинника, Таврическом дворце. Самый молодой профессиональный коллектив нашей страны поздравили ведущее колоратурное сопрано Франции Элизабет Видаль, прима-балерина Дарья Павленко, солист Мариинского театра Александр Сергеев. Второй праздничный концерт состоялся в КВЦ «Экспофорум», где выступили солистка Мариинского театра Ольга Пудова, народная артистка РСФСР Светлана Крючкова, российская и грузинская джазовая певица Этери Бериашвили, солист московского театра «Геликон-опера» Дмитрий Янковский, бельгийский гитарист и композитор Франсис Гойя, пианист-виртуоз Дмитрий Гайворонский и другие.

Объединил стольких выдающихся людей народный артист Кабардино-Балкарии дирижер Михаил Голиков. Именно его идеи, новаторские эксперименты привлекают музыкантов и исполнителей самых разных жанров. С чего же начался творческий путь маэстро и его оркестра расскажет сайту DailyCulture.ru сам Михаил Голиков.


Фото Сергей Курбан


– Михаил, Вы родились в Ленинграде?

Да, я коренной петербуржец в четвертом поколении. Точнее, коренной ленинградец.

– Вы из музыкальной семьи?

Нет, семья у меня не музыкальная, родители были инженерами, и профессиональных музыкантов в роду никогда не было. Так что я стал первым.

– Что же привело Вас в музыку?

В детстве я был беспокойным ребенком. В детском саду во время тихого часа постоянно устраивал «концерты» — пел песни, стучал по барабану — я замучил всех. Перед моими родителями воспитатели поставили ультиматум: или вы отводите ребенка в музыкальную школу, чтобы он там выплескивал свою энергию, либо мы выгоним вас из садика. Так получилось, что в четыре года я оказался в музыкальной школе, и дальше уже вся моя жизнь оказалась связана с музыкой.

– Привести в музыкальную школу — это только половина дела. Как беспокойный мальчишка сумел в ней задержаться?

Да, не все мальчики выдерживают музыкальную школу. Тут важную роль сыграл другой случай. Как все мальчики в переходном возрасте я больше любил футбол и гулять во дворе с девочками. В какой-то период я стал прогуливать занятия музыкой и начал играть в футбол, причем практически на профессиональном уровне. Именно на футбольном поле в подростково-юношеской команде «Московская застава» мой тренер открыл мне мой путь в жизнь. Он, распустив всех игроков, оставил после тренировки меня одного и сказал: «У тебя на поле будет отдельная роль — ты будешь дирижером». Я к тому моменту уже десять лет занимался музыкой, пел в хоре под управлением дирижера. Конечно, я возмутился: «Здесь-то он зачем?!» Тогда он мне прояснил, что дирижер — это человек, который не только дирижирует каким-либо коллективом —это гораздо больше. Данная профессия проявляется в любом деле, даже в игре в футбол. Этот игрок на поле должен был понимать суть происходящего, вовремя давать другим членам команды нужные импульсы, руководить игрой. Меня это захватило. В тот момент я учился как пианист, но через какое-то время перевелся на дирижерский. И в пятнадцать лет принял свое первое взрослое решение — бросил футбол и полностью посвятил себя музыке.


Фото: Сергей Курбан


 – Решение тренера было продиктовано Вашими личностными качествами, Вы изначально были лидером? Ведь дирижер, в первую очередь, это лидер?

Безусловно, за ним должны идти, и неважно, будет это команда на футбольном поле или коллектив на сцене. Я не могу сказать, что во мне тогда что-то разглядели, скорее, я что-то почувствовал и уже дальше утверждался в этом. Утверждался благодаря внутренним ощущениям, успехам в учебе, выигранным конкурсам. Главное пришло гораздо позже, ведь все-таки дирижер — профессия достаточно возрастная. Дирижер становится дирижером тогда, когда он уже что-то доказал. Не как инструменталист, вот он выучился, прекрасно играет — он исполнитель. Дирижер может два раза выучиться, как я, например, но еще никем не быть. Должен пройти целый этап, когда ты зарекомендуешь себя в работе с разными коллективами или соберешь свой коллектив и сделаешь его заметным, интересным, профессиональным. В общем, нужно заслужить право называться дирижером.

– Когда лично Вы впервые почувствовали причастность к этой профессии уже на музыкальном поприще?

Мой первый консерваторский педагог Александр Иванович Крылов перед смертью оставил на меня, зеленого 18-летнего студента первого курса, свой огромный коллектив хора Технологического института, которым он руководил к тому моменту уже пятьдесят лет. Это было важная веха в моем развитии. Я впервые почувствовал не только лидерские, максималистские порывы задорного мальчугана, которому дали шанс показать, что он быстрее, выше и сильнее, но и дирижерскую ответственность. Ответственность перед коллективом в сто человек.


Фото: Сергей Курбан


– Вы начали как дирижер хора, а потом решили получить еще одно высшее образование, как так вышло?

Только в нашей стране существует государственный стандарт образования, строго разделяющий две профессии: хорового и оперно-симфонического дирижера. Во всем мире это единая профессия. У нас же, учитывая огромные хоровые традиции, в особенности, созданные в советский период, профессия хорового дирижера превратилась в одну большую, самодостаточную профессию. Когда я только начал учиться, в конце первого курса, я создал свой хор. Камерный хор «Петербургские голоса» был очень ярким, самобытным коллективом, выиграл множество конкурсов в Европе, дал большое количество гастролей. Но мне хотелось развиваться дальше, создать и свой оркестр, поэтому для дальнейших шагов в профессии пришлось закончить консерваторию дважды.

– С оркестром было сложнее, чем с хором?

Это совсем другая организационная форма, она по сравнению с хором гораздо более сложная. Здесь нужны были инструменты, стулья, пюпитры. Музыканты все были разные. В хоре-то как? Все поют, все с одинаковым менталитетом. В оркестре все по-другому: скрипачи думают одно, флейтисты — другое, трубачи — третье, ударники — четвертое, а арфистка — вообще человек с другой планеты. Все это надо было учесть, соединить и сделать коллектив. Такая задача была мне интересна, это был вызов. В «Таврическом» я соединил весь опыт, полученный в других коллективах, наверное, поэтому он получился таким монолитным, ярким.


Фото: Сергей Курбан


– Как зародился коллектив, что можно считать его отправной точкой?

Началось все с Капеллы «Таврической». Десять лет назад я как творческий идеолог предложил воссоздать тот исторический коллектив, который был у Григория Потемкина в XVIII веке. В него входили оркестры, театральная и балетная труппы, хор. Отсюда и название «Капелла» — соединение разных коллективов. Капеллу «Таврическую» мы создавали по образу и подобию потемкинской. Мы хотели воссоздать историю нашей страны, важного культурного слоя нашего города. Если вдуматься, коллектив Потемкина — старейший музыкальный коллектив, еще не было ни Филармонии, ни Певческой капеллы. Идея была правильная, хорошая, но полного воплощения она не получила. В какой-то момент сам проект остался исторической проекцией, а коллективы пустились в свободное плавание. Оркестр «Таврический» как ядро этой Капеллы тоже выделился в отдельный проект, с которым я уже пошел дальше.

– Вы часто говорите об истории, увлечены этой наукой?

История — одна из тех наук, которая мне наиболее близка. Особенно сегодня мы отчетливо можем видеть, как через любое средство массовой информации можно легко исказить историю. Поэтому к ней важно подходить как к науке — с серьезными, подтвержденными фактами. Иначе скоро не мы будем происходить от обезьян, а они будут происходить от нас. В своей работе я стараюсь всегда максимально отталкиваться от исторических фактов. Я изучаю мир композитора через призму истории, особенно это касается музыки XX века — Рахманинов, Шостакович, Прокофьев. Именно с истории возникновения импульса к написанию того или иного произведения начинается его восприятие.


Фото: Сергей Курбан


– Ваше увлечение историей способствовало тому, что Вашему оркестру стало тесно в стенах музыкальных залов. «Таврический» участвует в исторических фестивалях, реконструкциях, даже снимается в военных кинолентах.

Я рад, что сейчас это становится заметным. Мы с первого дня старались идти не по пути традиционного академического коллектива, а именно коллектива, который способен открывать что-то новое. В составе оркестра яркие молодые люди, способные на любой подвиг. Да и для меня, динамично живущего человека XXI века, такие эксперименты интересны.

– Жажда экспериментов воплотилась и в жанровом разнообразии исполняемой «Таврическим» музыки? На Ваших концертах можно услышать оперу, рок, джаз, эстраду, музыку кино и мультфильмов.

Мы все должны искать что-то новое. Жанр академической музыки отчасти себя исчерпал как натуральный жанр в середине XX века, дальше пошли эксперименты в разных композиторских школах. Потом эти эксперименты закончились тем, что все стало откатываться обратно в неоклассику. Тогда я понял, что в наше время надо начинать синтезировать. Без соединения жанров, эпох невозможно обеспечить новые страницы в истории классической музыки. Музыка — это язык, который несет информацию, очень мощную и сильную. Но важно уметь и говорить на этом языке, и понимать его. Мне пришла в голову идея, используя масс-культуру, донести до ее поклонников то, что, например, идеи рок-музыки заложены еще у композиторов-предшественников в классической музыке. Музыкальная составляющая многих песен тех же Deep Purple, Led Zeppelin, Aerosmith она есть и у Бетховена, и у Мусоргского. Просто там это рассказывается инструментальным языком. Поэтому я решил соединить эти жанры сегодня и продолжить свою просветительскую работу для аудитории. От нового массового искусства мы отталкиваемся к основам, это позволяет людям раскрывать границы их восприятия музыки. Им теперь хочется увидеть не часть картинки, а всю целиком — что там, что за ней? А там леса, моря, океаны…


Елена Кавлак



 

Рекомендуем

Новатор без границ Джакомо Балла
Вильгельм Гримм. Посвящение сказкам
Почему Георгий Юматов убил человека?
«Куликово поле» номинирован на премию «Европейский музей года 2020»
Валентина Теличкина. Как нижегородка покорила «дивную» Москву
Неспящие в космосе («Пассажиры» реж. Мортен Тильдум)
"Судьба одного дома" в театре Российской Армии
В ЦДМ на Лубянке открылась школьная ярмарка
Разносторонняя жизнь актрисы театра и кино Маргарет Локвуд
Джозеф Пулитцер. Служанка должна понять...