Партнеры Живи добром

Алина Крочева об аристократическом джазе, начинающих музыкантах и влюблённости в дело



Джаз-яркое направление, сложное направление. Почему джаз? Это же музыка протеста, это свобода!

Да, это свобода, но скорее внутренняя. Протест сложно к нам отнести. Я не согласна, что сейчас джаз – музыка протеста. Скорее это больше переходит в разряд классики. Он такой разный, там такие разные стили! То, что мы делаем, скорее про какую-то гармонию: и внутреннюю, и внешнюю, скорее про эстетику, про благостные эмоции.


Алина Крочева


Как появилась любовь к джазу? Это из детства?

У моих родителей хороший музыкальный вкус. Я росла, слушая джаз в том числе. Это моя любимая музыка, которая играет у меня везде: в машине, дома… Мне приятно её слушать и приятно петь.


Кто из любимых?

Дайана Кролл, конечно. У нас очень много каверов на песни Дайаны Кролл, Норы Джонс. Если инструментальные, например, то Крис Ботти. Недавно был концерт, во время которого я поняла, что больше всего каверов в программе у нас было именно на песни Дайаны Кролл. Элла Фицджеральд бесспорно, Этта Джеймс – это джазовые стандарты, скорее, а если говорить о современном джазе, то Кролл и Джонс. 


Фицджеральд – все-таки королева джаза, как принято считать в Америке.

Да, джазовые стандарты мы тоже исполняем.


Алина Крочева


У тебя ведь свой бенд. Как проводился отбор, по какому принципу? Коллектив – это ведь сложная вещь, отдельный организм.

На самом деле бенд мне подсказали музыканты, с которыми я выступала несколько раз. И я просто обратилась к ним за помощью, когда хотела собрать постоянный состав. По какому принципу? Главное было, чтобы наш материал был адаптированным. Потому что можно сказать, что мы играем не традиционный джаз, а «около джаза». Наверное, это более точное определение – «около джаза», которое подойдет к нашему материалу. Это и современные хиты в джазовой аранжировке, и советские хиты в твисте, и соул, и джаз-фанк, то есть, самые-самые вариативные. И поскольку мы часто делаем программы концертные, то мне важно там в первую очередь адаптировать джаз для зрителя, для слушателя. Чтобы это был не фри-джаз, а чтобы была музыка, которую приятно слушать. Поэтому многих музыкантов, с которыми я играю, нельзя назвать джазовыми музыкантами. В чистую мы не свингуем, у нас такой, более спокойный вариант. Ребята и поп играют, и рок. Барабанщик, например, у нас очень любит рок. У нас такой состав, который позволяет балансировать в аранжировках джаз и современную музыку. 


А какие отношения в коллективе? Всегда же разные отношения бывают с дирижером, руководителем, с солистом: друзья, соперники, большая семья?

У нас не такие отношения на сегодняшний день, чтобы называться семьей, но над аранжировками мы работаем вместе, над идеями композиций тоже. Выбор за мной, потому что я солист и в целом мы выступаем под моим именем. Поэтому композиции выбираю я, исходя из своих любимых, каких-то предпочтений. Но над музыкой мы работаем все вместе. В принципе, стараюсь прислушаться ко всем. Так как у меня нет профессионального музыкального образования, и мне нужна помощь музыкантов, чтобы грамотно преподнести музыкальную составляющую.


Но у тебя была стажировка в школе джазового вокала. Верно?

Я всю жизнь занимаюсь вокалом у разных педагогов частным образом. Говоря о том, что у меня нет музыкального образования, я имею в виду, высшее образование или колледж. Везде, где я жила, я поддерживала вокал как хобби, как увлечение. Около четырех лет назад попала в продюсерский центр и стала заниматься этим профессионально. С тех пор я занимаюсь в одном месте, это студия продюсерского лейбла Joy Music Group. 


Алина Крочева и Катерина Гольцман


Я очень странные вещи видела, когда смотрела информацию об этой школе, как люди стоят на голове, на шпагате…

У нас действительно там все разные, потому что это место, где дается хорошая техническая база и ведется вокальное сопровождение. При этом при создании артиста, при работе с ним, педагог отталкивается от личности, а не от себя или своего опыта. Поэтому мы там все разные. Каждый занимается тем, что любит. 


Просто мне было не очень понятно, зачем садиться на шпагат во время пения?!

Это был процесс распевки. Я при этом не присутствовала, но думаю, смысл был в том, чтобы показать, что петь можно в любом положении. Потому что многие люди, когда поют, они не могут пошевелиться, не чувствуют свободы в теле, их голос не связан с телом. А нужно чувствовать себя комфортно на сцене, при записи. Тот навык, который ты получаешь вокальный, он связан с телом и движениями в теле. Ты можешь действительно хоть стоя на голове распеваться, если это поможет тебе раскрепоститься и привнести что-то новое в свой голос. 


В твоей жизни были зарубежные преподаватели? Какой опыт был тебе наиболее интересным?

Были разные люди. С кем-то удавалось найти интересный технический подход, с кем-то были душевные отношения. Важно, наверное, больше второе. Технику можно поставить любую, даже кролика можно научить петь, но главное, суметь вложить в пение себя. Был у меня такой преподаватель по фортепиано в Шотландии, пожилой джазмен. За месяц занятий, которые можно по пальцам посчитать, научил меня импровизировать. Не зная толком нотной грамоты и клавиш, я могла сесть за фортепиано и начать импровизировать. У нас с ним потом не сложилось сотрудничество, так как я переехала, но это был запоминающийся опыт. 

Преподавателям, которые ставили технику, я, конечно, тоже благодарна, но больше благодарна тем, кому была важна я. 


Алина Крочева


То есть, на фортепиано ты научилась играть?!

Сейчас уже не смогу это повторить, хотя хотелось бы и свою музыку, и свои песни. Хотя я пока точно не определилась с позицией. Конечно, хочется свою музыку, с другой стороны, столько джаза, исторического и крутого. И нет смысла делать хуже. 


А как же попробовать сказать свое слово?

Как-то не идет. Я пробовала сочинять, не пошло.


Может, в соавторстве?

Вот в соавторстве еще не пробовала. 


Мне кажется, это здорово, когда 2 разных человека работают вместе.

Тогда это должен быть человек, понимающий в композиторстве, который мог бы помочь мои взгляды и мои идеи выразить музыкально и поэтически. Но опять же, делая каверы на известные джазовые песни, задаешь планку. И если сейчас начать выпускать какой-то свой материал, который по уровню будет ниже, в этом просто нет смысла. У меня же есть аудитория, для которой мне хочется эту планку поддерживать и стремиться только вперед. Поэтому важно, когда свой материал появится, чтобы он был качественно не ниже.


«Аристократический джаз»- твоё направление? Личная фишка?

Это да, такая стилистическая деталь.


Алина Крочева


Как дела с записью альбома? Мне кажется, сейчас это очень сложно. И музыкантов много, и экономическая ситуация в нашей стране не дает творить много…

Музыкантов много, конкуренция, конечно, огромная. И об альбоме, наверное, еще рано говорить. Во всяком случае в моей артистической карьере, до альбома еще несколько ступеней. 


А если он появится, он будет для российского рынка или международный? 

Думаю, преимущественно для российского.


С таким бэкграундом логично, если международный… 

Конечно, песни на английском никто не отменял. И их много, и они могут бесконечно продолжаться. Но петь на русском – это очень тепло. В моей программе была одна песня на русском. Это первый мой кавер на Майю Кристалинскую, на песню «Ты не печалься». Очень я его люблю, и все мои слушатели очень полюбили его. 

После прошлого концерта я поняла, что нужно добавлять в программу больше русских песен. Это наше, это то, что внутри, что откликается, и то, чему хочется подпевать. Эти слова, эти мотивы заложены, наверное, в подкорке где-то каким-то магическим образом откликаются в слушателях. Сейчас мы добавляем советского джаза в программу, и я от этого кайфую.


По-моему, кайфуют все, потому-что мода возвращается. И Варя Визбор активно пропагандирует дедушку.

Да, Варя Визбор волшебная. Даже ты сегодня надела рубашку в стиле ретро. 


Хотела еще обсудить с тобой немаловажную, административную составляющую. Каково молодым начинающим исполнителям вообще организовывать концерты, потому что когда у тебя мало раскрученное имя, когда у тебя относительно большой коллектив, который нужно как-то кормить и содержать, нужно находить какие-то площадки. А организаторы не всегда идут на сотрудничество с малоизвестными музыкантами. 

Это правда. Сложно на самом деле. Много работы, много монотонной работы, общения с организаторами, с площадками. Вроде как такой замкнутый круг, потому что организаторы хотят артистов с именами, у которых есть опыт выступлений. А где выступать? Получается замкнутый круг. Был один случай, когда джазовый клуб сначала согласился сотрудничать с нами, а потом они стали задавать вопросы, кто на нас придет, и в итоге отказался. А где нам взять публику, если нас никто не ставит? Вот так ходишь по кругу. Я очень благодарна клубам, которые нас хотят видеть. Они нам очень помогают сейчас. 


А не отвлекает ли вся эта организационная работа от творчества? Она же убивает творчество! Многие сейчас об этом говорят, когда сам себе администратор-нет времени на творчество.

Сложная тема и действительно сильная головная боль по этому поводу. По факту получается, что у меня на настоящий момент творчество - это 10% моих навыков, моего времени. 90% – это маркетинг, это организация и все, что туда входит. Конечно, сначала это для меня было очень страшно и разочаровывающе. Когда я захотела заниматься творчеством серьезно, я думала, что буду петь…Только петь, слушать музыку и петь. И что моя жизнь будет вся в песнях. Ничего подобного. 


Катерина Гольцман


И что будет куча поклонников…

Да, но чтобы эти поклонники были, их нужно всех пригласить, нужно много кнопочек нажать на Facebook. Социальные сети вообще моя отдельная боль. Это помогает, но забирает очень много времени. Они высасывают силы, как выжимают воду из полотенца. Загрузишь пару песен, установишь рекламу, таргетинг, и выжат так, как будто концерт отработал. Хотя разместил всего лишь какую-то информацию.


Ну это 21 век. У Кристалинской таких бонусов не было.

Да, но у нее и конкуренция была меньше. Пятеро артистов выпустили по паре треков и могли по России ездить. А сейчас что? Сейчас нужно помимо таланта иметь умение все треки сводить и качественно делать. Я ходила на курсы и училась все это делать. Мне пришлось во все это вникать самой, мне было важно вникать самой, потому что музыка, которую мы делаем.. Да, это каверы, но мы берем музыку очень уважаемых исполнителей и всеми любимых. И это ответственность. Я рада, что то, что мы делаем, нравится. Потому что иначе это просто оскорбительно было бы для памяти этих людей: великих композиторов, авторов, певцов. Мне важно понимать, что я делаю, и мне важно делать каждый шаг с душой и знать все, что мы делаем. Не важно, где это делается: в студии, в другой стране. Сегодня получила трек из Лондона из мастеринг-студии, там шел рабочий процесс, а я контролировала его по электронной почте и мне было важно, что они там делают. 


Алина Крочева


Как у вас дела с пиаром? Я знаю, что некоторые молодые исполнители участвуют в каких-то шоу не чтобы победить, а чтобы заявить о себе. У вас есть такие планы?

У нас есть такие планы именно с целью пиара. Есть много отзывов на этот счет: зрители не считают тебя состоявшимся артистом, если ты не выступал на одном из каких-то шоу, так как это очень стало популярно. Они оценивают высоту полета артиста по тому, был он в «Голосе» или нет. У шоу очень большая аудитория, даже когда пытаешься пробиться, спрашивают, участвовал ли ты где-то. Надеюсь, мы сможем реализовать такое участие, так как это очень крутой шанс. Последние полгода мы очень много работали над студийными записями, над сайтом. Надеюсь, мы сейчас его выпустим и начнем продвижение более глобальное. Будем пытаться выходить на широкую аудиторию. Еще очень хочется попасть на лайф концерты на радио. Радио «Маяк», радио «Весна» проводят. Мне нравится, что по радио звучит живая музыка. С этим не всегда и не везде хорошо, не все у нас поют вживую. Сейчас организаторы говорят, что перед тем, как выйти выступать, нужно как минимум написать песни, записать песни и научиться их живьем исполнять не хуже, чем в записи. Мне кажется, как раз в этом мы довольно успешны. У нас с технической стороны мало эффектов, мало обработки что инструментов, что вокала. В целом материал довольно традиционный. И по форме: припев, соло и остальное – все понятно для слушателя. По звуку: мы стремимся делать такой теплый, винтажный звук, поэтому нам легко повторить его вживую. У нас нет такой разницы между записями и концертным выступлением, как, скажем, у новомодных артистов, у которых все зависит от техники и декораций. У нас в целом все минималистично. Музыка на первом плане. 


А как обстоят у вас дела с интернетом? Youtube очень хорошая площадка для демонстрации своих записей.

Да, мы сейчас этим занимаемся. После записи треков мы стали давать концерты, которые мы снимаем. Сейчас как раз это все находится в процессе монтажа. Будем публиковать на youtube много треков, примерно половину концерта отдельными видео размещать. Я, честно говоря, пока не могу оценить этот ресурс, как пиар ресурс, потому что на youtube больше всего нас смотрят друзья. И поскольку у нас пока отсутствует шоу-составляющая, наши ролики интересно смотреть лишь тем, кто заинтересован в музыке, в том, что мы поем. У нас, как я уже сказала, довольно все минималистично: крупные планы, покачивания бедрами и музыка. Никаких перьев, ничего, ради чего можно было бы забыть о музыке и смотреть картинку. Поэтому мы и говорим, что это джаз. Даже если не в плане музыкальном, то по смыслу, по образу это джаз. 


Катерина Гольцман


Джаз – это образ жизни?

Да, конечно. В такой размеренности, выдержанности, интеллигентности, нежности. Для меня джаз такой. У нас на концерте часто выступает приглашенный гость. Певица из нашего продюсерского центра - Катя Чижова. Она тоже поет джаз, но у нее он более дерзкий и более кричащий. Поэтому мы ее и приглашаем. Гостям нашим нравится такая разноплановость. Каждый же делает то, что у него внутри. У меня джаз такой, глубокий, поэтому для меня – джаз несет вот такой образ жизни. 


Я знаю что скоро произойдёт важное для тебя событие. Концерт 29-го мая, правильно?

Да, в джаз-клубе «Кино» в «Олимпийском». Это концерт в мой День рождения, он будет праздничным, с шариками и другими атрибутами. Для меня еще важен этот концерт, потому что он будет в джаз-клубе. Это первая джаз-площадка, которая нас пригласила выступить. Это очень приятно. Приятно еще и потому, что это особая эстетика (джаз-клуб). Столики, салфеточки, все это очень атмосферно. Нашим гостям это тоже будет приятно. Выступаю я со своим коллективом. В программу мы как раз добавляем советских песен, поэтому это будет еще и весело и душевно.


Алина Крочева


Будут специальные гости?

Катя Чижова будет, и все. Можно сказать, это будет камерный концерт, где будет много моих друзей. Но я, конечно, буду рада видеть всех гостей. Будет в каком-то смысле домашний концерт, уютный. Хотя у нас все концерты уютные. Мы выбираем места такие теплые, романтичные. Был даже опыт, когда до нас был концерт рэгги. А потом пришли мы и абсолютно поменяли атмосферу. За час мы развернули это место в другую сторону. Кстати, коллектив я собрала год назад и считаю, что мы удачно справились с целями, которые поставили. Собрать коллектив – уже сложная задача. Музыкантов много, но все очень разные. Было время привыкания друг к другу. Думаю, мальчикам было со мной сначала тяжело. Им приходилось меня учить терминологии самой-самой простой для музыканта. А мне было тяжело, потому что нужно было на максимально доступном языке объяснить им, чего я хочу. Но сейчас, судя по скорости, с которой мы делаем аранжировки, мы хорошо понимаем друг друга. Классно у нас сейчас идут советские песни, потому что в них есть что-то искреннее, во что я верю, что мне хочется петь. Даже мальчики подпевают. Чистота, что-то такое родное, теплое. Здорово еще, что это получается стильно сегодня. Мы же делаем другую аранжировку, нежели оригинальную, и мы пробуем разное. Скажем, сейчас делаем новую песню Кристалинской, мы пробовали твист, вальс, разные стили аранжировок для этой песни. В итоге выбрали твист, что звучит очень стильно. То есть, мы песню перерабатываем и получается, что слова все знают, мелодию все знают и песню все знают, но она как новая. И она стильная, но остается «виниловый» дух. 


Секрет успеха

Он прост. Постоянный рост. В случае с артистом рост личностный и рост профессиональный неотделимы, поэтому нужно работать над собой, развиваться в разных областях. Работать со страхами, со своими удачами, со всем. Постоянно расти. Это не всегда приятно, но это то, что будет поднимать и двигать по лестнице. На любые возможности, на любые мероприятия нужно идти вопреки своим силам, настроениям. Нужно делать это, чтобы расти. 




Интервью: Катерина Гольцман

Фото: Леонид Леонтьев





 

Рекомендуем

Новая эра иZбитых тем ("Новая эра Z" реж. Колм МакКарти)
Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все
"Бриллианты и любовь". Премьера в театре "Ромэн"
Она танцевала с душою и душою
Выставка «От Вавилона до Багдада. Современная живопись Ирака»
С низов до вершин: как Марио Тестино начал снимать всю королевскую семью
Том Хэнкс. Дон-Кихот по-американски
Казнить нельзя помиловать («Мавританец», реж. Кевин Макдональд)
О жизни и смерти короля
Мир без людей («Гунда», реж. Виктор Косаковский)