Айдар Гайнуллин о Ростроповиче, мировой музыке и своём первом международном фестивале!Думаю, было бы логично начать наше интервью с разговора о великом М. Л. Ростроповиче. Насколько я знаю, он сыграл определённую роль в Вашей жизни.
История эта началась с того, что от своего друга, баяниста Александра Гатауллина, я узнал о существовании фонда Ростроповича. Я подготовил всё, что требовалось для поступления: записи с моим исполнением, информацию об участии в конкурсах, биографию и прочее. Подготовил и отдал другу, чтобы тот передал в фонд, потому что на тот момент фонд ещё официально не существовал и всё передавалось через знакомых. Прошло около полугода, и в декабре мне позвонили и сказали, что маэстро хочет меня прослушать в этот же день. Я очень обрадовался, достаточно долгий период времени не было никаких вестей и я уже не надеялся попасть туда. На прослушивании я исполнил перед Мстиславом Леопольдовичем сюиту из "Ревизской сказки" Альфреда Шнитке. Маэстро был удивлён тем, как на баяне можно извлекать такие звуки, ведь я играл один за весь оркестр. Он подошёл ко мне и выразил своё изумление, спросив: «Как это возможно?» Позже Ростропович пригласил меня выступить в престижных залах Парижа и Лондона, а также, на свою «золотую свадьбу», где присутствовали очень почётные гости. Там произошёл интересный случай: после выступления ко мне подошла женщина и сказала, что ей очень понравились мой инструмент и моя игра, и только потом мне сказали, что это была королева Испании!
У Ростроповича была история, когда в туре по Сибири он уже играл в дуэте с баянистом…
Это очень известная история - при отсутствии рояля, на выступлениях ему аккомпанировал Юрий Казаков. И самое поразительное, что впоследствии, Ростропович в своей книге написал о том, что баян намного лучше звучит с виолончелью, чем с роялем! Потому что звук рояля гасится, в отличии от баяна, который даёт возможность управлять им, делая, к примеру, вибрато или крещендо. У нас были совместные планы с Ростроповичем, мы хотели сыграть "Grand Tango" Астора Пьяццолы, несколько раз репетировали, но, к сожалению, так и не успели…
Баян - инструмент народный, но сейчас он всё чаще появляется на ведущих концертных площадках мира. Как зарубежная публика воспринимает этот солирующий инструмент, который, сравнительно недавно, появился на сцене?
Я стараюсь как-то пропагандировать этот инструмент и представлять его на самых престижных сценах мира, с самыми лучшими музыкантами, такими как, Денис Мацуев, Борислав Струлёв, Алексей Огринчук, с которым мы играли в Concert Gibau, и многими другими. Кстати, в январе состоится мой первый международный фестиваль, который называется "PANTONALE", что означает - множество направлений. В фестивале будут участвовать мои друзья: Алексей Огринчук, Сергей Накаряков, Александр Маркович, Аркадий Шилклопер, Борислав Струлёв, моя группа "Эйфория", певица Малика, Павел Новиков и, оркестр мирового уровня, Staatskapelle Berlin, под управлением Даниэля Баренбойма. Дирижировать оркестром на фестивале будет Дэвид Роберт Коульман. Впервые, в Берлинской филармонии, баян будет звучать на таком высоком уровне, совместно с такими выдающимися музыкантами современности. Публика сейчас начинает понимать, что баян - это не только фольклорный инструмент, у него колоссальные возможности. На нём можно играть и классику, и джаз, и авангардные произведения. Мой первый концерт в Берлинской филармонии был совместно с небольшим камерным оркестром 6 июня этого года, и я поразился тому, что был собран полный зал. За рубежом баян воспринимается как нечто русское народное, но взаимодействие баяна с другими инструментами, для берлинской публики, стало неожиданным и очень интересным явлением. Результатом реакции публики стал мой международный фестиваль, который пройдёт с 10 по 12 января 2014 года в Берлинской филармонии.
Вы не только исполнитель, но и композитор. Ваш путь, как композитора, начался с работы над фильмом "Эйфория" Ивана Вырыпаева. Создавая главную тему к фильму "Эйфория", Вы ощущали ответственность перед режиссером и зрителями? Ведь от главной темы, в немалой степени, зависит и восприятие фильма…
Мы с Иваном познакомились, когда на его спектакль "Бытие №2" нужен был баянист. И через фонд Ростроповича, в котором у Ивана были друзья, нашли меня. Я пришёл на встречу с Вырыпаевым, прочитал сценарий и был им немного шокирован - там присутствовал мат, поднимались острые религиозные темы, и, вообще, это была нетипичная классическая постановка! Но я решился участвовать и, периодически, играл в этом спектакле. Вдруг, в один прекрасный момент, Иван предложил мне написать музыку к его первому фильму "Эйфория". Это было неожиданностью для меня. У меня нет профессионального композиторского образования и, безусловно, это большая ответственность - писать музыку для всего фильма. Поначалу у меня были большие сомнения, и я очень благодарен Ване, что он поверил в мои силы и дал такую возможность.
В момент работы над фильмом, Вы обращались к сценарию?
Иван прислал мне сценарий, но я его особо не читал, это занимает очень много времени. Перед созданием музыкальной темы картины, мы с Иваном встретились, он показал мне фотографии мест, где будут проходить съёмки, рассказал сюжет фильма, и помог морально настроиться на работу. Когда музыка была написана и я представил её, Вырыпаев подсказал мне, где её нужно подкорректировать по эмоциональным моментам. Поэтому к готовому материалу нареканий не было и всё было идеально. Кстати, музыка была написана ещё до съёмок фильма и создание картины проходило с ориентиром на главную музыкальную тему.
Вы ещё работали над фрагментом фильма "Кислород"…
Да. Но там, в отличии от "Эйфории", всё было наоборот, и нужно было написать музыку к уже готовому фильму, а точнее к его сюжету.
В процессе работы, возникали у Вас трудности или сомнения? Ведь фильм создан из коротких сюжетов и имеет религиозный подтекст?
Честно говоря, мне достаточно просто пообщаться, уловить идею и состояние души режиссёра! В подобном состоянии я уже могу писать музыку и мне не обязательно читать сценарии. Над фильмом работало несколько композиторов. Это была совместная работа или каждый писал музыку обособленно?
Совершенно верно – музыка создавалась несколькими композиторами и все работали сами по себе.
Композиторское направление - это для Вас больше творческий или коммерческий процесс?
Несомненно, творческий! Сначала творческий, а потом - коммерческий. Когда я работал над "Эйфорией", мне было абсолютно всё равно, какой у меня гонорар. Я просто хотел себя попробовать в чём-то другом и реализовать какие-то мысли и мечты. Так и получилось! Я написал эту музыку и сразу получил премию "Ника", немногим позже, премию "Белый слон". Премия "Ника", вообще, была для меня большим сюрпризом, потому что вместе со мной среди номинантов были М. Дунаевский и А. Рыбников. Но, когда на двадцатой юбилейной премии "Ника" открыли конверт и объявили, что победила музыка к фильму "Эйфория", это было очень неожиданно для меня и для всей команды, которая работала над этим фильмом. Позже, конечно, это перерастает в более коммерческий процесс, но творчество при этом всегда главенствует. К примеру, мой последний фильм, в котором я написал музыку, "Сибирь. Мон Амур". Там я решил взять очень интересные музыкальные инструменты, например, игил - тувинский народный инструмент в сочетании с оркестром, баяном, вокалом и бансури. Я сам сочиняю и играю на нём, соединяю в один музыкальный букет все партии инструментов, которые задействованы. И я доволен процессом и результатом моей работы.
Сейчас очень много современных композиторов, которые пишут произведения для баяна. К примеру, Софья Губайдуллина очень плотно сотрудничает с Вашим преподавателем Фридрихом Липсом. В Ваших программах есть произведения современных композиторов, которые Вы исполняете?
Мне очень нравится стиль Губайдуллиной, у неё есть сочетание религиозных тематик, которое пересекается с необычными оттенками баянного звучания. Европейские композиторы мне не очень интересны, потому что, на мой взгляд, в их музыке меньше мелодии, больше эффектов и проще звучание.
Я наблюдала за Вашей творческой деятельностью и заметила, что Вы любите музыкальные эксперименты, исполняете и классические произведения, и джазовые композиции, и другие музыкальные жанры тоже не обходите стороной… А какое из музыкальных направлений Вам ближе?
Мне сейчас интересны все жанры! Мне очень интересно научиться играть джазовую музыку, импровизации, и какие-то современные интерпретации. Сочиняю я, в данный момент, больше в стиле "World Music" (музыка мира), это направление затрагивает и этно, и фолк, и многие другие. В своей музыке я стараюсь объединить множество стилей, сделав её универсальной и интернациональной, понятной, близкой и доступной для каждого человека.
На сегодняшний день, исполнение классической музыки на баяне - это привычное или новое явление для современной зарубежной аудитории?
Конечно, это новое! Фестиваль "PANTONALE" это докажет. Немецкая аудитория никогда не слышала ничего подобного. И эта мировая премьера должна стать абсолютным открытием.
В одном из сюжетов на телеканале "Культура" Вы сказали: "…баян - многогранный инструмент, с уникальными возможностями, на нём можно играть и как на органе…" Судя по Вашим выступлениям, в которых присутствует не только стилизация под органное исполнение, но и, к примеру, колокольчики, подобные интерпретации воспринимаются как революция в музыкальной жизни баяна? Ведь это не всегда привычно для слушателей!
Вообще, баян - это очень молодой инструмент, ему немногим более 100 лет. И сейчас, с каждым выступлением, баян прогрессирует и исполнительская школа немного меняется. Так что, конечно, это революция! Я предпочитаю сочетание «живого» инструмента с midi-системой, получается, что натуральный звук баян я объединяю с электронными эффектами.
Разговаривая о музыкальной революции, я не могу не спросить об уникальной программе Cello-Баян Revolution, которую Вы делаете совместно с Бориславом Струлёвым.
Это, конечно, уникальный проект. Мы используем все возможности наших инструментов. Плюс, мы играем необычный репертуар, это не простое переигрывание классических произведений, мы стараемся сделать музыку, которая будет вне времени, но, в тоже время, нестандартной и современной. Это и Бах, и Глюк, и Шнитке, а также, мои произведения. Наш дуэт существует уже не первый год и, конечно, приятно сотрудничать с таким музыкантом, как Борислав Струлёв. Несомненно, очень интересный, яркий и неординарный. Если так можно сказать, то Борислав и его игра - это откровение души воплощённое в музыке, а манера исполнения и звук напоминают великого Ростроповича. Для музыканта самое главное - не просто умение технически правильно сыграть то или иное произведение, а всё-таки энергетика, харизма, которую ощущает публика.
Вы живёте в Берлине, Борислав - в Нью-Йорке. Как Вам удаётся репетировать?
Можно репетировать целыми днями, а ничего хорошего не получится! Главное - это идея создания того или иного проекта и возможность находиться на одной эмоциональной волне с партнёром по сцене. Очень важен момент взаимопонимания и единения энергии. Мы музыканты и тонко чувствуем настроение и возможности партнёрства на сцене, именно поэтому нам легко работать вместе.
С Вячеславом Мерцаловым Вы представили очень интересную интерпретацию "Либертанго". Как возникла подобная идея?
Да, у нас достаточно давно был совместный проект. Сейчас мы уже не играем с ним, но для меня это был первый подобный опыт – электронный рок в современной обработке.
Опыт - положительный или отрицательный?
Положительный. Мы сделали первый клип, после которого появились проекты телевизионного плана. Потому что, как известно, на российском телевидении с классической музыкой дела обстоят несколько непросто. На центральные каналы попасть очень проблематично, на телеканале "Культура" баян тоже не всегда востребован. Требуется играть популярные произведения, но с одними и теми же программами невозможно долго быть в эфире. И поэтому мы сделали этот проект, он достаточно интересный и телевизионного формата.
Секрет успеха от Айдара Гайнуллина…
Нужно стремиться к саморазвитию! Вносить в свою жизнь больше духовного богатства! Делать всё от души! И стараться делать то, что приносит тебе удовольствие и делает тебя счастливее. Делая что-то неприятное, мы разрушаем себя.
Совет от Айдара Гайнуллина…
Главное - это ценить тех, кто тебе помогает. Замечать это и быть благодарным, тогда помощь и доброта, которую тебе подарили люди, будут возвращаться снова и снова! Когда человек умеет ценить такие моменты, тогда он идёт дальше и развивается. Как говорил Чингисхан: "Делаешь - не бойся, боишься - не делай". Не нужно сомневаться в себе и бояться делать и открывать для себя что-то новое! Если ты понимаешь, что сделанное тобой принесёт радость и счастье, то нужно забыть о сомнениях и делать. Нужно стараться избегать сомнений.
*фото и видео материалы предоставлены сайтом aydar.net
Катерина Гольтцман
|
Рекомендуем |