Партнеры Живи добром

Денис Власенко "Ремесла в профессии больше, чем творчества"


Давайте начнём с Большой оперы. Вы были музыкальным руководителем телепроекта и членом жюри отборочных туров. С какими сложностями пришлось столкнуться?

Главная сложность была в том, что это для меня первый подобный опыт, абсолютно новый. Я никогда не был в жюри конкурсов и не присутствовал на кастингах, так что это было достаточно непросто и ответственно. Но мы с остальными членами жюри очень быстро вошли в процесс и настроились на единую волну. Мне кажется, мы сделали неплохой выбор за те два дня, что шёл кастинг.


Денис Власенко


Конкретно в данном проекте, на что Вы ориентировались?

В первую очередь на вокал, потому что это всё-таки вокальный конкурс, хоть и телевизионный. Конечно же, учитывались также внешние данные, артистизм и географическая принадлежность участников.


Это проект ориентированный на Российскую аудиторию?

Не только. «Большая опера» также ориентирована на аудиторию бывших Советских республик. То есть там, где транслируется телеканал «Культура», а это почти всё постсоветское пространство за исключением Грузии и Прибалтики. Как оказалось, там телеканал культура не вещает. Одна из задач была вовлечение максимального количества аудитории.  Но знаю также, что многие из-за рубежа следили за проектом и через интернет.


Телеканал «Культура» периодически создаёт достаточно скучный контент, который среднестатистический российский зритель попросту не воспринимает…

Не согласен. Этот проект был точно нескучный. И его смотрели многие из тех, кто говорит, что телеканал «Культура» – это неинтересно. В этом смысле действительно нужно отдать должное телеканалу, потому что они, во-первых, стали хорошо и качественно снимать. Есть, правда, еще проблемы со звуком. Во-вторых, это стало не скучно смотреть за счет ярких и спорных костюмов, сценографии и спорного судейства в том числе. В-третих, они подключили интернет-аудиторию, которая стала это горячо обсуждать в социальных сетях и на форумах. Поэтому, они добились своего, сделав этот проект современным и молодёжным. 


На съёмочной площадке «Большой оперы» было четыре оркестра. Дирижёры, конечно, умеют подстраиваться, но каждый раз нужно находить общий язык с оркестром, потому что необходимо быть с музыкантами на одной волне, ведь если этого нет, то ничего хорошего не получится. Такая частая смена коллективов влияла на качество работы? 

Ну, естественно, это было всё непросто. Во-первых, очень сжатые сроки - мы должны были за одну репетицию, и за один генеральный прогон в день съёмки сделать программу. А снимали, например, три программы подряд. Три дня репетировали, три дня писали. Это достаточно непростой график. Тут, конечно, нужно проявлять свой профессионализм и терпение по отношению к людям, потому что все люди творческие и все разные. Во-вторых, работа на съёмочной площадке достаточно специфическая. Она тоже была мне незнакома и оказалась не самой простой. История с четырьмя оркестрами на самом деле весьма прозаична, потому что все зависело от графиков коллективов. 


Денис Власенко


В таких условиях не избежать разногласий с  оркестром…

У меня с оркестрами такого не возникало. Скорее было недопонимание у самих оркестров с каналом, потому что очень часто в павильоне, где мы снимали, время указанное как репетиционное и время записи - сильно сдвигались. В связи с этим оркестранты и их руководство были недовольны. Оркестры «Новая Россия», Оркестр Русская филармония, ЦОП Вишневской и НФОР, в этом сезоне участвовали впервые в «Большой опере» и они не могли знать об этой специфике работы на съемочной площадке. Во избежании конфликтов и недоразумений стоит быть максимально открытым и участливым в работе с коллективом в 70 человек.


У каждого участника своя подача и интерпретация материала. Понятно, что классику невозможно подать кардинально по-другому, но всё равно. Как они в этом случае могли подстроиться под происходящее?

Как правило, они уже изначально имели свою трактовку каждого исполняемого произведения. Я им в этом старался только помогать.. Я считаю, что дирижерская профессия в большей степени профессия обслуживающая, она не столь самостоятельная, как, например, сольно-исполнительская. Вы должны создать комфорт для солиста. И если ему удобнее петь или играть так, особенно на конкурсе, значит пусть так и исполняет. Конечно, если только у вас не стоит задача его научить петь, выступать и работать над партией. Поскольку это конкурс, значит -  они поют так, как поют. Моя задача была сделать аккомпанемент максимально удобным для них. Все остальное оценивало жюри.


Я периодически общаюсь с вокалистами, которые выходят с репетиций и говорят: «Вот нормально же на первой репетиции всё было, а сегодня дирижера куда-то понесло?» У Вас не возникало таких историй?

Ну, обычно, если вы договариваетесь на первой репетиции, то… Бывает, что певца от волнения "уносит" куда-то самого на концерте, Есть знаменитая история про то, как Г.Н. Рождественский дирижировал какой-то балет в Большом театре, к нему подошла балерина перед началом спектакля и сказала: «Геннадий Николаевич, извините, я там вчера съела лишний кусочек тортика, можно сегодня чуть сдержаннее?» Он: «Конечно, милочка, всё будет». По его же рассказам, он сделал всё ровно в тех же темпах, что и раньше. Она подошла к нему после спектакля и сказала: «Спасибо, всё было идеально». Определённо есть психологический момент, который играет важную роль, и очень часто, от волнения, людям кажется, что всё медленно, или всё быстро, или все громко... А на самом деле всё так, как оно и было, просто эмоциональный фон артиста на сцене совершенно иной.


Денис Власенко


Сейчас Вы работаете с оркестром «Новая Россия», но в проекте был задействован и Национальный филармонический оркестр России с которого начиналась Ваша дирижерская карьера…

Я был стажером в НФОР с 2005 по 2007 год, мы не виделись десять лет. Приятно было вновь с ними поработать.


Стажёрство в НФОРе помогло как-то развитию карьеры в России?

Нет, никак. Нужно сказать, что в студенческие годы была абсурдная ситуация, когда я стал дипломантом моего первого в жизни конкурса Геннадия Рождественского в Софии, на тот момент, у меня, студента 2-го курса МГК им.Чайковского не было ни единого выхода к оркестру консерватории.. После чего я стал стажером НФОР и впервые выступил публично именно с этим коллективом в ММДМ. Так что, своим концертным дебютом я обязан именно НФОРу.


Есть конкурсы пианистов, есть конкурсы скрипачей… А дирижерских конкурсов в России практически нет?

Был конкурс Прокофьева и есть Всероссийский дирижёрский конкурс, но они проходят редко. И, к сожалению, не имеют того отклика, который имеют Европейские конкурсы, их никто не смотрит, лауреаты первых премий, как правило, мало кому известны. Знаю,что Денис Мацуев планировал организовать дирижерский конкурс совместно с Юрием Темиркановым. Посмотрим..


Вообще участие в конкурсе кому-то помогает?

Смотря какие цели вы ставите перед собой. Есть конкурсы, на которые имеет смысл ездить ради агентов, директоров концертных организаций и дальнейшего получения работы. Как правило, это крупные европейские конкурсы, которые, естественно, тоже не всегда гарантируют вам блестящую карьеру в случае победы. Есть конкурсы попроще и туда можно ездить, чтобы, например, набраться опыта и завести новые интересные знакомства. Я не очень конкурсный человек.


Хотелось бы поговорить о работе с вокалистами, инструменталистами и оркестровым дирижированием классики. Где Вам интереснее работать?

Другими словами: что интереснее - опера или симфонический концерт? Мне интересно и то, и другое. Тут вопрос, наверное, стоит в репертуаре, потому что есть оперы, которые мне, например, не очень интересно дирижировать, есть оперы, которые я безумно хочу продирижировать. Иногда я ими даже брежу… То же самое есть и в симфоническом репертуаре. Принцип работы немного разный. В опере, например, вы не можете расслабиться, даже если у вас всё идеально готово, потому что вы контролируете оркестр, который в яме, контролируете певцов, которые на сцене, а иногда и за вашими плечами, как в случае концертных исполнений опер, и которые в силу разных обстоятельств - волнения, стресса, могут что-то забыть или перепутать. Поэтому расслабляться нельзя ни на секунду, даже если опера кажется простой. В опере не бывает простых спектаклей. Нельзя сказать, что Вагнер - это сложно, а Доницетти – это просто. Это одинаково сложно, потому что есть свои законы и свои сложности. С музыкальной точки зрения, наверное, Доницетти проще, чем Вагнер. Но он и прозрачнее. Поэтому дирижировать им в спектакле также непросто… Я люблю когда всё органично сочетается. Потому что когда вы дирижируете только оперу, уж тем более какой-то определённый репертуар, например, только Бельканто, то вы начинаете немного в этом "закисать". Похожая ситуация и у певцов. Но работать с певцами я очень люблю! Мне кажется, я их неплохо чувствую и знаю как им помочь и сделать так, чтобы им было комфортно на сцене. 


Денис Власенко


Есть классический оперный репертуар, а есть отдельная история – это русская музыка. И как-то с русской музыкой у Вас не складывается, в смысле её не так много в Ваших программах.

Удивительно, но на самом деле на Западе я дирижирую в основном зарубежную оперу. С одной стороны, мне это приятно, потому что я не ассоциируюсь на Западе, как русский дирижер в русском репертуаре. Это не значит, что я избегаю его… Я очень люблю русскую музыку и русскую оперу, но мне очень ценно и то, что я дирижирую итальянскую оперу с итальянцами в Италии.


Есть некий шаблон, что итальянскую оперу лучше поют только итальянцы.

Да, но итальянскую оперу уже давным давно мало поют итальянцы, их всё меньше и меньше. Это большая проблема вообще для Италии. Так сложилось.


А вообще из русской классики есть какие-то приоритеты?

Я очень хочу продирижировать «Пиковую даму», «Бориса Годунова». Над «Царской невестой» и «Китежем» я бы с удовольствием поработал. «Леди Макбет» Шостаковича… Эта музыка мне очень близка. Пожалуй, вот эти пять-шесть опер. Кстати, единственной русской оперой, которой я дирижировал за рубежом была опера «Евгений Онегин» в Латвийской национальной опере.


Если позволите я начну вопрос с цитаты: «…Есть намерения и желания, а есть реальная жизнь дирижера, реальная работа. И мы, артисты, как правило редко от чего отказываемся.» Какая система фильтрации? Вот от этого я откажусь, а от этого нет?

Например, есть оперы, которые мне уже не очень интересно дирижировать. Скажем, «Севильский цирюльник» или  «Травиата», которые я уже дирижировал не раз, и делал это в нескольких театрах. Сейчас уже хочется делать что-то другое. Понятное дело, что если вам предлагают продирижировать «Севильский цирюльник» в приличном театре, c хорошим составом, то мало кто откажется. 


Денис Власенко


Ну как дирижировать то, что совсем не нравится? Это возможно?

Бывает, что тебе приходится иногда дирижировать музыку, которая тебе не по-душе и ты относишься к этому как к ремеслу. Виктор Сергеевич Попов - наш художественный руководитель и основатель Академии хорового искусства, учил нас любить музыку, которая совсем не нравится. Мы много пели в хоре современной музыки, зачастую не самого высокого качества, но изучать её было интересно. Просто с точки зрения профессионализма - как это спеть. Иногда это было больше похоже на акробатические вокальные приемы, нежели это имело какую-то творческую ценность. Поэтому он нас учил влюбляться в такую музыку и оставаться профессионалами до конца. На самом деле, он оказался прав. Потому что есть творчество, а есть ремесло. И ремесла, в общем-то, довольно часто бывает в жизни больше, чем творчества. Хорошо бы конечно, чтобы оно совмещалось и приносило только счастье от работы.


Это некий способ обогащения репертуара, мне кажется.

Ну да, так же, как и у многих инструменталистов, которых просят играть одни и те же концерты. Думаю, что они им тоже надоели. 


И вновь второй концерт Рахманинова, да?

Второй концерт Рахманинова, Первый Чайковского… 


Это уже все знают, даже далекие от музыки.

Тут нужно иметь силу воли отказываться, или менять репертуар.


А не возникает такого страха, что если ты отказываешься, то уже не примут?

Возникает.


И как бороться?

Решать, взвешивать все за и против, что ты теряешь, если вдруг… Ну, не знаю. 


Вернемся к оркестрам. С кем проще работать, с русскими или зарубежными?

Тут всё идет от "головы", от контроля, который естественным образом проецируется от руководства на коллектив. Там, где есть порядок и дисциплина, не будут пить, а кто будет -  с ними не будут дальше работать. Если они опаздывают на работу, сидят в телефонах на репетициях, то это тоже не нормально. В Европе так себя никто как правило не ведет, потому что там есть серьезная конкуренция и серьезные штрафы, если вы выйдите пьяным или опоздаете – вас уволят.

В России и в южных городах той же Европы, к сожалению, с дисциплиной дела обстоят немного сложнее.


Сейчас говорят, что стало много молодёжи в залах, а на самом деле так не кажется...

Я считаю, что в России достаточно много молодежи в залах, если сравнивать с Европой. Разница очень заметна. В Европе классической музыкой увлечены в основном люди старшего возраста, как правило, они ходят на такие концерты и в оперу. Молодёжи очень мало. Это, как мне кажется, большая проблема, потому что молодое поколение у них все меньше и меньше интересуется классической музыкой. Кстати, как и религией. По этой  причине у них мало хороших новых певцов. Например, на сегодняшний день в мире нет ни одного итальянского тенора уровня Паваротти, Корелли, Дель Монако и многих других…Благодаря чему, например, в мире появилось огромное количество прекрасных славянских, русско-говорящих артистов, поющих на лучших мировых сценах. 


Денис Власенко


В Большом зале Московской Консерватории 12 апреля состоялся Ваш дебют в качестве дирижера-постановщика?

Да, дело в том, что я 6 лет назад работал в Новой опере, в Москве. Полтора сезона я дирижировал спектаклями и концертами, но не случалось быть дирижером-постановщиком… Тут я являюсь музыкальным руководителем, поэтому это был мой московский дебют. Я очень рад, что "Дочь полка" Доницетти прошла на сцене БЗК с большим успехом. Благодаря такому прекрасном составу певцов:  Дмитрий Корчак, Ольга Пудова, Бруно Пратико, Анна Кикнадзе - был великолепный ансамбль, который украсила своим оперным дебютом и наша народная артистка Ирина Мирошниченко в драматической роли герцогини Кракенторп. Также, впервые в соцсетях велась онлайн трансляция концерта в отличном качестве. Благодаря чему, концерт смогли посмотреть тысячи поклонников оперы по всему миру.


Секрет успеха от Дениса Власенко?

Кто бы мне рассказал, в чем секрет успеха (смеётся). Наверное, стараться по-настоящему любить то, что ты делаешь и чем занимаешься. Потому что без любви, это может не возыметь никакого успеха. Когда ты в это вкладываешься, всем сердцем, всей душой, всеми силами, то в любом случае будет отдача. Не бывает так, что человек бьётся-бьётся, делает все возможное, и ничего… Все равно, где-то выстрелит, какая-то калитка откроется. Главное – идти своей дорогой, найти себя, естественно, понимать, что это твое, твой путь, твоя профессия, элементарно. Многие люди ведь занимаются в жизни не своим делом. Это сплошь и рядом, и в музыке такого очень много. 


Совет для читателя?

Ну это и есть совет. Заниматься много и главное – верить. Очень сложно, особенно русским людям, да и не только русским, всем творческим людям, не впадать в уныние, депрессию. Так что, любите то, что делаете и делайте то,что любите. Посвящайте этому жизнь, тогда будет отдача, отклик. Без любви, без погружения не будет ничего.




Проект выражает благодарность Третьяковскому проезду и бренду Lanvin, а также мастерской классического костюма RIOT и площадке 354group



 

Рекомендуем

Итоги XIV Московского международного театрального фестиваля «Твой шанс»
Людмила Петрушевская: кабаре одного автора
Живая легенда 60-х – Евгений Евтушенко
Жизнь в тени великих: Святослав Николаевич Рерих
К 100-летию Мечислава Вайнберга
Лекция «Исторический ландшафт Куликова поля»
Цветок твоей тайны («Малыш Джо», реж. Джессика Хауснер)
Одиночество глазами клоуна
На его спектакли шли, как на Серова, выламывая двери. Юрий Любимов
Стивен Кинг. Мастер ужасов и король экранизаций