Партнеры Живи добром

Интервью с Бориславом Струлёвым


Борислав Струлёв В начале нашего разговора хотелось бы спросить у Вас об одном, на мой взгляд, ярком событии в Российской культуре – «Belgorod Musicfest» Борислав Струлёв и друзья… Расскажите, пожалуйста, о Вашем фестивале. 
"Belgorod Musicfest" - очень важная составляющая часть моей жизни. Фестиваль имеет направленность на знакомство российской аудитории с гениальными музыкантами со всего мира, с которыми я дружу и с которыми я работал, но, также, мы задействуем и местные музыкальные коллективы. Таким образом, мы способствуем сближению разных культур и даём возможность сотрудничества со звёздами мировой величины. На западе существует отдельный термин "CROSSOVER" - который определяется, как смешение нескольких музыкальных жанров. Так, к примеру, в прошлый раз мой друг, канадский композитор, пианист-виртуоз Мэтт Херстковиц специально сочинил и представил переоранжировку своей музыки во всех музыкальных стилях, также провёл мастер-класс для белгородских пианистов. Или, например, российская премьера "ROCK CONCERTO" Александра Маркова – Паганини XXI века, которого я уважаю и ценю, как музыканта, и давно мечтал привезти с гастролями в Россию. Марков не раз играл этот концерт в Carnegie Hall и на огромных стадионах, и вдруг он оказывается на фестивале в Белгороде и блестяще выступает. Фестивалю уже два года и Белгород, как нельзя лучше, подходит для его проведения. Это потрясающее место, здесь живут люди, которые уважают себя, любят и благоустраивают свой город. Недавно там была построена новая филармония удивительной красоты. Некоторые заморские гости уже начали придумывать ассоциативные названия для этого зала - " Серьги Клеопатры" и прочее… По прошествии двух сезонов фестиваля, наши зрители уже знают, что приходя на концерты, они смогут получить положительную энергетику, так сказать, зарядиться на год вперёд, открыть для себя нечто новое в музыке, почувствовать её магическое, вдохновляющее воздействие на душевное состояние! Понимая это, я всегда стараюсь удивить публику. 

Мне бы очень хотелось, чтобы люди приезжали в Белгород в те дни, когда проходит фестиваль. Мы проводим его в марте, и уточнить даты, понять, что ожидать от фестиваля, ознакомиться с программой, в которую входят классика, джаз и другие музыкальные направления, можно посетив сайт: http://belgorodmusicfest.com. Также, на веб-сайтe есть раздел "Гостевая", где можно общаться, задавать вопросы, оставлять пожелания, главное не стесняться этого делать! Посетив Белгород, вы не только сможете насладиться музыкой, увидеть город с такой богатой историей, но и пообщаться с музыкантами, узнать что-то новое для себя. Поверьте, для этого стоит сесть в поезд или самолёт! Приезжайте… И, конечно, мне хотелось бы выразить огромную благодарность губернатору Белгородской области - Савченко Е.С., который всемерно поддерживает наш проект и способствует созданию условий для проведения фестиваля "Belgorod Musicfest. Борислав Струлёв и друзья." 

 
"Борислав Струлёв и друзья" - это не только музыка. Как я знаю, у Вас в планах расширять формат фестиваля, устраивая выставки художников и открытые репетиции, мастер-классы…
Мне бы не хотелось останавливаться только на музыкальных концертах. Я думаю, что можно будет сделать в лобби филармонии выставку картин моих друзей-художников, устраивать мастер-классы. Даже есть задумка: пригласить знакомых шеф-поваров, которые любят музыку, и организовать дегустацию блюд в ресторане, который находится рядом с филармонией, где люди смогут попробовать необычные блюда. Подобное я уже видел в своей жизни и испытывал на других фестивалях. Почему бы не перенять этот опыт и не устроить такое в Белгороде?!
 
"Belgorod Musicfest" - официальный партнёр культурной олимпиады в Сочи 2014. Программа уже продумана? 
Мы очень рады тому, что наш фестиваль так отметили. Я могу сказать, что зарубежные музыканты, которых я приглашал на фестиваль, очень гордятся своим участием в такой программе. Ну, а по поводу программы: не могу ничего точно сказать, пока утверждённой программы нет. 

Борислав Струлёв Борислав Струлёв

А если бы она была, то в каком формате? 
В любом! Только укажите направление! От классики до джаза, с добавлением других музыкальных стилей или, специально сочинённая моими друзьями-композиторами, подготовленная для Олимпиады в Сочи 2014. У меня, кстати, уже написан олимпийский гимн, спасибо моему другу "русскому Вангелису" Вадиму Пицунову. Также предназначенная спортсменам, отдельная музыкальная программа, способная вдохновить наших олимпийцев на победы. Это, как энергетический напиток, но только в музыкальном формате! Поэтому мы к Олимпиаде готовы!!! 

 

Хотелось бы продолжить тему смешения стилей. Виолончель - инструмент изначально камерный, классический, но Вы не стали ограничивать себя классикой, а одним из первых начали играть джаз на виолончели. Так вот, смешение стилей - это влияние XXI века? 
Конечно, музыка меняется под влиянием времени. В моём случае, изменилось время и изменились стили, в которых виолончель может показать всю красоту своей игры. Я - первый человек, который начал играть на виолончели джаз, выступать в театральных проектах, работать с поп-исполнителями, соединять виолончельное исполнение музыкальных произведений с электронной музыкой. У меня, также, есть несколько авангардных проектов: один из которых, к примеру, уникален в музыкальной авангардной среде - это мой проект с иркутским церковным звонарём и композитором-ударником, живущим в сибирском лесу, кстати, очень уважаемым человеком в Англии. Совместная работа привела нас к созданию современного балета на основе "Сарабанд" Баха. Вот там, так сказать, модерн-арт! Надеюсь представить мировой аудитории, надо бы удивить критиков.

  

Совсем недавно проходил ещё один массовый проект, в котором я принимал участие, это гала-шоу "Марк Шагал", проводившееся на родине художника, в Витебске. Спасибо режиссёру Сергею Цветкову, что поверил в меня и мою музыку, и выбрал мою программу, как музыкальную основу всего шоу. Я выступал на огромной сцене, в окружении двух сотен человек - артистов цирка, балета и каскадёров. Шеститысячный зал, который с восхищением слушал нашу музыку, сливался воедино с историей великого художника, и это было потрясающее, волнительное ощущение того, что я не зря живу, что не зря всю свою жизнь посвятил музыке. Теперь никто и никогда не сможет сказать, что виолончель – не формат! Формат! Ещё какой – формат!

 

А как Вы относитесь к критике в Ваш адрес? Ведь большинство критиков считают, что классический музыкант должен играть только классическую музыку?
Я очень хорошо отношусь к критике, только дайте мне её! Критика должна быть направлена на улучшение творчества артиста, но почему-то все постоянно вспоминают только отрицательную критику, никто не вспоминает гениальных высказываний критиков в адрес того или иного артиста. Многие великие произведения имели жёсткую критику в начале и, по идее, были обречены на провал, но по прошествии времени или воли композитора, они возродились и сейчас считаются шедеврами в мире музыки. А где эти бездарные критики? Они ушли навсегда… В России большинство подобных статей пишут обычные журналисты, с использованием своего личного мнения. На мой взгляд, критик - это прежде всего личность, имеющая большое количество знаний и впечатлений, чтобы ему было с чем сравнивать, а не просто "я был, мне не понравилось!" Мне даже кажется, что критика для артиста, художника, актёра, один из важнейших аспектов в творчестве. Я мечтаю когда-нибудь открыть влиятельный западный журнал о музыке и прочесть ревю, на CD или концерт, русского критика.

А что, на Ваш взгляд, самое важное в творчестве?
Я думаю - вдохновение! Счастье чувствовать эйфорию и уметь её передавать публике. Уметь получать удовольствие от музыки!!! Научиться за свою жизнь издавать не только «голые» ноты или набор звуков, а проникать в суть искусства. Я никогда не забуду слова гениального дирижёра Неэме Ярви, с которым я играл «Вариации рококо» П.И. Чайковского в Кёльне. Перед выходом на сцену, он сказал мне в поддержку: «Какие мы счастливые, что имеем возможность проживать нашу жизнь, через гениальную музыку, на сцене, ради людей». 

Борислав Струлёв

Молодое поколение привносит новые, необычные идеи, идёт процесс неизбежного смешения стилей. Не думаете ли Вы, что произойдёт некое обновление,которое изменит классическую музыку в целом ?
Я думаю, что это неизбежно. Подобный пример - виолончельные сюиты Баха… Раньше они считались простыми этюдами для виолончели, но появился Пабло Казальс, который своей интерпретацией переосмыслил глубину этого космического соло великого композитора, теперь это является самым главным музыкальным языком в сольном репертуаре. Как говорится - сыграй мне Баха и я скажу, кто ты!

Я читала в одном из Ваших интервью, что приносить пользу для Вас - это часть жизни. Хотелось бы узнать о Вашей благотворительной деятельности. 
Да, это ещё одна составляющая моей жизни. Сейчас я состою в попечительском совете фонда "Настенька" (http://www.nastenka.ru). Это фонд помощи детям, больных раком. В скором времени, в Воронеже, 31 октября, я представлю свою новую программу совместно с фондом "Настенька". Мне бы хотелось, чтобы люди задумались и поняли, что это наша общая, большая беда. Если не думать о благотворительности и милосердии, мы, как социальная группа, можем оказаться без будущего. Также, помню, совместно с моим другом Владом Маленко, актёром Театра на Таганке, в котором у нас идёт спектакль "Basni Cello", посетили с гастролями город Тагил и так получилось, что нас попросили помочь провести конкурс красоты для девушек с ограниченными возможностями. Этот момент останется у меня в душе навсегда. Или детское воспоминание... Никогда не забуду, как мы детьми летали под эгидой программы фонда  "НОВЫЕ ИМЕНА" на вертолётах с экс-министрами обороны П.С. Грачёвым и Б.М. Шапошниковым, и играли в каждой нашей военной части в Восточной Германии, когда выводили наши войска и кое-где на пианино не было черных клавиш – спилили… 
На мой взгляд, такие "инъекции"доброты должны присутствовать в жизни каждого музыканта. 

Борислав Струлёв

ЦМШ дала мировую известность многим музыкантам, но при этом и Ваши родители, образно выражаясь, пожертвовали своими карьерами и посвятили жизнь Вам. Сейчас, в наше время, это происходит? Всегда ли для достижения ребенком успеха  требуется некое самопожертвование?
Я не знаю, как это происходит сейчас в музыкальном мире. В каждой семье свои принципы и возможности. В моём случае, это было безумно сложное время. Я из семьи музыкантов и моя ненаглядная бабушка купила мне мою первую виолончель и смычок. Всегда ждала меня после урока с тёплым сладеньким кофейком и мы вместе шли домой. Немногим позже, когда мой творческий путь был определён, жизнь мамы перестала быть обычной. Она - потрясающий аккомпаниатор, и играла всему классу и мне на всех выступлениях, постоянно сопровождала меня в гастрольных турах. Финансовая составляющая была непростой, поэтому это легло на плечи папы, который пел в Московском Государственном хоре В. Минина и гастролировал по миру, привозя, то радиотелефоны, то дублёнки, то видеомагнитофоны, которые "кормили" наши музыкальную семью! (Ха-ха-ха…смеётся). Все заработки уходили на частных педагогов, подарки и прочие вещи. Даже по прошествии студенческих лет, мама продолжала мне аккомпанировать на всех концертах. Мы выходили как дуэт, это моё самое сокровенное чувство. Играя на различных сценах и площадках по всему миру со своей любимой мамой, я получал невероятное ощущение бесконечного счастья. В такие моменты я - самый счастливый человек на Земле. Лучше неё, мне мало кто умел так аккомпанировать, так помогать во время выступления. Она на сцене и как мать, и как музыкант, и как друг - это приводило к такой невероятной глубине звуков, к абсолютному пониманию музыки, это ощущение ничем нельзя заменить. Я думаю, что и в современном российском обществе подобные матери и отцы, которые могут всё бросить и развивать только талант своего ребёнка, безусловно есть. 

Борислав Струлёв

Бытует мнение, что когда ребёнок выигрывает какой-либо конкурс или фестиваль, родители начинают считать его вундеркиндом и требуют всё больше и больше... 
Я понимаю, о чем Вы говорите: тут конечно не попасть под самое страшное, когда «пупсик» или «пуговка», правильно улыбаясь, получали кучу похвал и млели от этого. Но когда юному музыканту исполнялось 16 лет, то картина резко менялась, и ему уже нечего сказать со сцены, а тот «бантик» - маловат. Поэтому, самое важное, это создать артиста, а не виртуоза для отдельных мероприятий. 

Каковы позиции подрастающего поколения в классической музыке? Ожидает ли нас новое поколение музыкальных гениев? 
Позиции очень тяжёлые. Если не заручиться финансовой опекой, то шансы очень малы. Если семья может что-то дать своему ребёнку, то она должна это делать, если нет, то не надо портить ребёнку судьбу, ну, или, по крайней мере, детство. В наши дни приличный струнный инструмент стоит от 50.000 и до 1.000.000 евро, сразу становится ясно, что будет не просто. Раньше гениям дарили музыкальные инструменты, потому что всем было понятно, что не каждый музыкант может позволить купить себе подобный инструмент. Сейчас такие меценаты куда-то пропали и всё дико обмельчало. 
 
Я заметила, что Вас представляют всегда по-разному: иногда, как представителя США, иногда - России. А для себя, если задуматься, Вы - музыкант какой страны? 
Да, это точно! Мне кажется, задача каждого артиста, чтобы его знали и любили за его талант, и совсем не важно, где он находится. Я родился в Москве, очень много ездил по России до 1993 года. Потом была учёба в консерватории и работа в Америке. Прошло 12 лет и я вновь приезжаю играть на Родину. Многое поменялось с тех пор, но сейчас я часто прилетаю в Россию. Если так можно сказать, то принадлежу двум странам, так как мама живёт в США, а папа - в России. Вот и летаю, летаю… 

Борислав Струлёв

В какой стране на сегодняшний день у Вас проектов больше: в США или в России? 
Проекты везде и повсюду! Моя задача их объединять и представлять: американские проекты в России, а русские в США. Ну, по крайней мере, мне бы так хотелось!

Мне кажется, что нужно отметить Ваш проект «Basni Cello»? Как возникла эта идея и кто был инициатором? 
Великий, ныне покойный, Валерий Сергеевич Золотухин поддержал этот проект и не был равнодушен, что конечно говорит о многом. Мы познакомились с Владом Маленко, он показал мне своё творчество и, совместными усилиями, появился этот проект, где Basni - это Владислав Маленко, а Cello (англ. - виолончель) - моё исполнение музыки на виолончели. Изначально, мы выбрали десять басен, к которым я подготовил свою музыкальную подоплёку. Например, в процессе работы с басней "Креветка", я долго думал о том, какая музыка должна её выражать. Потом вдруг осознал, что нужно оставаться в джазе, и для исполнения этой басни я взял за основу самые известные и гениальные джазовые мелодии. Или в басне "Нефть", я задумался над тем, какими музыкальными средствами можно показать сон нефтяного магната (героя этой басни) и решил, что это должно быть "Болеро" Равеля.

  
 
Также, надеюсь показать свой проект с Евгением Князевым - "Казанова" Марины Цветаевой и "Исповеди" Максима Горького с Дмитрием Дюжевым. Ну, и вообще, буду очень рад видеть читателей в гостиной Дома Актёра, где я провожу вечера, в которых воссоединяются музыка и слово.

Проект с Тамарой Гвердцители тоже, отчасти, поэтический. Возникает ассоциация, что с помощью виолончели Вы высказываете своё мнение, так ли это?
Вообще, соединение звуков моей виолончели и голоса всеми любимой Тамары Гвердцители - это нечто уникальное и волшебное! Где бы мы не выступали и чтобы мы не исполняли, люди просто замирают и пребывают в полном восхищении. У нас создалось целое шоу мирового уровня! Тамара играет на рояле, органе, читает стихи… Ну, и, конечно же, поёт на разных языках! Мы уже показали программу "И Бог создал женщину" в Москве и Санкт-Петербурге, Тбилиси и Батуми, Баку и Краснодаре. Тембр голоса Тамары, как звук скрипки работы Страдивари, его невозможно с чем-то спутать, он необыкновенно красив и вызывает душевный трепет. Словами это объяснить тяжело и, практически, невозможно. Нужно приходить и слушать!


Ваше высказывание о том, что современный артист должен быть сам себе и менеджером, и продюсером. По каким критериям Вы выбираете проекты, в которых участвуете - это массовость, медийность, или нечто другое?
На сегодняшний день я наблюдаю засилье "попсы"! Очень часто бывает так, что, так называемая "звезда", вообще, к музыке никакого отношения не имеет, просто в России всё чаще становятся популярными люди по счастливой случайности, а не в силу своего таланта. К примеру, ехал человек в поезде: гитарка, водочка, случайный попутчик – предприимчивый продюсер… Попел или попела, и вот уже "чёс" по стране с одной песней «под минус», а зачастую, и «под плюс»! И не нужно знать партитуры Прокофьева или симфонии Малера, а отличать Франка от Дебюсси, и подавно. В России сейчас такой период, когда любой человек который запел, считается музыкантом! Мой выбор простой - хочу, интересно, пробую, делаю… Поэтому моя виолончель появляется порой в самых неожиданных проектах и местах, в которых она ещё не была замечена, и которые необычны и интересны! 

ТВ проекты - это способ продвижения классической музыки в массы? 
Это вещи абсолютно взаимосвязанные! Телевидение тебя "продаёт" в массы, а массовый зритель хочет видеть тебя на ТВ! Времена меняются и когда концерт снят красиво, то это праздник для всех!!! Безусловно, это нужно и важно. Я принимал участие в больших проектах, которые направлены на массового зрителя и это всегда было интересно, это живое исполнение, это живые эмоции. По большому счёту, так я привлекаю внимание к своему искусству. 

У меня еще очень важный вопрос! Виолончель и баян - два инструмента, кардинально разных, но у Вас очередной яркий проект с Айдаром Гайнуллиным. С чего все начиналось и какие у Вас совместные планы на будущее? 
Недавно придумал название "Cello-Баян Revolution", потому, что мы делаем нечто по-настоящему революционное! Однажды великий Ростропович вынуждено играл под баян в туре по Сибири, так как в городе не было рояля. Впоследствии он вспоминал, что играть с баяном, это как играть с мини-органом. Наша программа с Айдаром Гайнуллиным - отчасти, это своеобразное музыкальное поклонение, приношение, в том числе легендарному маэстро. Айдар – композитор и у нас много его музыки, наряду с Бахом, Глюком, Шопеном, Чаплином, Сен-Сансом. Мы выступаем дуэтом или с оркестром, плюс, я стараюсь создать из этого некое подобие "Нашего Театра"! Мы уже выступали с сольной программой, как дуэт, в Московском Доме музыки, на Платоновском фестивале в Воронеже, в Берлинской филармонии и мексиканском Монтеррее.

  

Также в свет выходит диск новой программы "CELLOTANGO", совместно с оркестром "Папоротник". Музыка абсолютно разная: и классика, и джаз, и мировые хиты, и всё это имеет танговый подтекст. Моментами, в самом разгаре нашего мега-драйва, я задумываюсь над тем, как мы сможем остановить наш поезд, под названием "TangoExpress"? При записи нового диска мы добавили музыкальный ассоциативный ряд и вокал. Когда эта пластинка увидит свет, то слушателей ожидает много сюрпризов! У нас в планах тур по России, мы надеемся, что всё сложится. Знаю точно одно - нам есть что сказать со сцены! Хватило бы на всё сил!!! 

  

Вы живёте большую часть времени в Нью-Йорке, у музыкантов из Оркестра "Папоротник", тоже достаточно плотный график. Как подготавливаете новую программу? 
Ну, вот берём и находим время! Я придумываю разные комбинации, чтобы мы могли сыграть таким танговым составом. Наш аккордеонист - замечательный композитор и мы исполняем много его произведений, но уже по-новому, с моей виолончелью, всё уже немного по-другому. Очень сильно жду, когда наш новый диск увидит свет и очень надеюсь, что он будет любим и окажется в коллекциях наших слушателей и читателей. 

По традиции, в завершении интервью хотелось бы узнать секрет успеха Борислава Струлёва... 
Это всегда быть готовым к удаче! Найти себя в жизни и понять - кто ты. С большой любовью делать то, для чего ты рождён. Если уже совсем честно: ты должен делать то, за что бог тебя отблагодарит. Нужно дорожить каждой минутой своей жизни. Нужно жить так, чтобы потом не было стыдно за всё, что ты делаешь.

И совет от Борислава Струлёва… 
Дорогие читатели, виолончель - это самый чувственный инструмент, с помощью которого можно передать любые человеческие эмоции, и если вы видите меня, Борислава Струлёва, в том или ином музыкальном направлении, могу гарантировать, что этот проект не оставит вас равнодушными, поможет вам испытать чувство единения со звуком и, возможно, сделает вас немного счастливее! Я советую вам не лениться и ходить на концерты. Приходите, наслаждайтесь, открывайте для себя что-то новое в музыке! Мне бы очень хотелось попросить вас о небольшой, но очень важной вещи в жизни каждого из нас - помогайте друг другу жить. Это неотъемлемый компонент счастья, он может заключаться в улыбке незнакомому человеку, во взаимоуважении среди автолюбителей, и прочих мелочах. Давайте не будем стесняться и всегда говорить "Здравствуйте!", хотя бы своим соседям! Нужно быть добрее и жить так, чтобы настроение улучшалось, как говорит мой друг, гениальный Евгений Гришковец!

Борислав Струлёв

Больше информации Вы сможете получить на личном сайте Борислава Струлёва: www.borislavstrulev.com , а насладиться музыкой  и посмотреть видео-клипы на персональном канале в  youtube Борислав Струлев .


Катерина Гольтцман


 

Рекомендуем

Московский театр «Et Cetera»
«Кижская регата» и другие приключения
Неуемный характер Питера Финча на сцене и в жизни
Государственный музей Востока
«Я лег на сгибе бытия, на полдороге к бездне». В театре «ВелесО» премьера по В. Высоцкому
«Не вечный для времен, я вечен для себя». Евгений Баратынский
Блейк Лайвли. Истинное олицетворение американской мечты
Николай Карамзин: «Где нет любви, нет и души»
11 декабря в истории, или то, чего вы не знали о русской живописи
Премьерный показ спектакля «Чайка»