38-й ММКФ. Конкурс. "37" реж. Пук Грастен
Картина «37», которая представлена в конкурсной программе 38 ММКФ, оставила после себя довольно противоречивое впечатление. Перед показом режиссер невероятно долго рассказывала со сцены о своей задумке, о процессе съемок и о социальной значимости фильма. Упомянуто было и о том, что никто из 37 человек, которые видели преступление прямо перед своим домом, так и не сообщил об этом в полицию. Однако сама картина будто повествует нам совершенно иную историю. Реальные события, как выяснилось уже после просмотра и изучения нескольких материалов на эту тему, выглядят совершенно не так привлекательно, как статья в «Нью-Йорк Таймс», которая, по словам режиссера Пук Грастен, легла в основу фильма. Разумеется, история, произошедшая на самом деле, вряд ли привлекла бы внимание как в 1964 году, так и в 2016: несколько человек действительно слышали какой-то шум за окном, но не придали тому особого значения.
Это и было показано в фильме. Уже далеко за полночь, а почти во всех окнах горит свет и жизнь кипит. Дом, рядом с которым произошло убийство, полон очень странных жителей. Чего стоит одна семья, где психически нездоровая девочка может вполне полночи кричать, уверяя, что видела свою мать, а потом выбежать из квартиры и начать считать шаги… Если Вы остались жить в таком месте, то нет ничего удивительного в том, что никто не обратит внимания на Ваши крики, если на Вас нападут. Так как же объяснить тот факт, что зритель, уже морально подготовленный режиссером к поучительной драме о безразличии, получает фильм совершенно о другом? То ли это неумение представлять свою работу, то ли обычное желание сделать из картины сенсацию, как поступили в 1964 году редакторы «Нью-Йорк Таймс», благодаря чему появился термин «синдром Дженовезе», суть которого в том, что свидетели происшествий не пытаются помочь тем, кто пострадал. Но если закрыть глаза на неграмотный пиар и продолжить рассматривать фильм в том ключе, в каком он видимо и был снят, то смело можно сказать, что картина получилась неплохая для дебюта. В центре событий оказываются сами семьи, которые живут в постоянном конфликте. На фоне этого убийство не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Таким образом, картина приобретает совершенно иную проблематику. Смысл в том, что постоянное внутренне напряжение делает людей изолированными друг от друга. И дело здесь даже не в том, что все видели и никто не решился помочь. Каждый был слишком зациклен на своем, чтобы увидеть, что происходит у него под носом. Стоит также обратить внимание на талантливую операторскую работу, которая отличается редкостной продуманностью и выразительностью. Много крупных планов, опять же демонстрирующих неспособность жителей увидеть полную картину происходящего. Оператор также часто обращает внимание на детали, которые формируют и дополняют мистическую атмосферу дома. Благодаря этому фильм получился цельным и очень красивым. Повторный показ картины «37» состоится 25 июня в кинотеатре «Октябрь» в 22:00.
Надежда Афанасьева
|
Рекомендуем |