Партнеры Живи добром

38-й ММКФ. Конкурс. "Дневник машиниста" реж. Милош Радович


"Дневник машиниста"


Сербско-хорватский фильм «Дневник машиниста» вошел в конкурсную программу Московского Кинофестиваля. В центре сюжета пожилой угрюмый машинист Илия. Зритель знакомится с Илией, когда он сбивает фургон с пятью цыганскими музыкантами. У машиниста нервы стали стальными за годы работы, и он спокойно, смакуя подробности,  рассказывает психологу о случившемся, и в итоге Илия успокаивает бедного врача, у которого от переживаний случается паническая атака. 28 человек погибло под колесами его локомотива за время службы. Еще одной потенциальной жертве удается спастись, Илия вовремя замечает маленького Симу и тормозит в метре от ребенка. Мальчик хотел покончить с собой, узнав, что его обманывали в приюте, и его родители не погибли в авиакатастрофе над Австралией, а бросили его младенцем и живут в километре от приюта. Так знакомятся Илия и Сима, и так начинается черная трагикомедия «Дневник машиниста».

Перефразировав Шекспира, можно сказать, что в «Дневнике…» «весь мир - депо, а все люди в нем машинисты». Все персонажи фильма так или иначе связаны с железной дорогой. Машинисты, диспетчера, психологи для работников ж/д, работники депо. И мир этот невидим и закрыт для обычных людей. Вся жизнь проходит в поезде – Сима лишится невинности в кабине машиниста, а друзья Илии даже живут в обустроенных вагонах. Жизнь этих людей не просто дорога, а железная дорога. И сами люди должны быть железные. Скоро мы узнаем, в чем причины замкнутости и неэмоциональности Илии. В молодости поезд сбил его возлюбленную Даницу, да и сам Илия сбивал близких людей. И он не хочет такой же судьбы для Симы, который стал ему как сын, в чем старик отказывается признаваться, постоянно заявляю что они даже не родственники. Но Сима страстно желает стать машинистом. Как бы Илия не сопротивлялся этому, обстоятельства толкают его к единственному выбору. Ну не оставлять же Симу мыть вагоны, а уж если учить управлять поездом, то только самому. Один из самых смешных и необычных тренировочных монтажей в истории кино – Илия обучают Симу мастерству машиниста.


актер Лазар Ристовски и режиссер Милош Радович


Как Авраам приносит в жертву Исаака, так и Илия должен отдать своего единственного, пусть и приемного, но ставшего родным сына железной дороге. Кажется, что все сделано правильно, но все идет не так. Как символ этого – галлюцинации Илии, ему видится его давно погибшая Даница. Оказывается, что Авраам должен принести в жертву себя, и, надев выходной костюм, Илия ложится на рельсы. Бог железной дороги убеждается в верности Илии и расставляет все на свои места. Галлюцинации исчезнут, а Сима станет достойным своего отца машинистом.

От фильма не стоит ожидать невероятных художественных решений или провокаций и заявлений. В фильме, к счастью, совсем нет политики. Режиссер Милош Радович очень увлекательно рассказал трагичную и веселую историю из жизни железнодорожников. Стоит отметить выдающуюся игру исполнителя роли Илии Лазара Ристовски. Своей сдержанной игрой ему удалось передать характер и состояние Илии, человека с добрым и чутким сердцем, ожесточившегося от тяжелых испытаний, выпавших на его долю. «Дневник машиниста» возможно, слишком простой для главного приза фестиваля, но зрители, безусловно, получать большое удовольствие от просмотра – главные герои очень обаятельные и симпатичные, история увлекает. Вы почувствуете себя ребенком, оказавшимся в кабине машиниста.

«Дневник машиниста» Милоша Радовича можно будет увидеть 29 июня в кинотеатре «Октябрь» в 20:15.


"Дневник машиниста"


Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Программа Фестиваля колокольных звонов на острове Кижи
67-й Берлинский кинофестиваль. "Вечеринка", реж. Салли Поттер и "След зверя", реж. Агнешка Холланд
«Ночь перед Рождеством». Вымысел и реальность
«МОНОФЕСТ» ОБЪЯВИЛ ЛАУРЕАТОВ
Что? Где? Когда? - Календарь культурных событий. Июль. Мир
Милиционер, в которого верила вся страна. Георгий Мартынюк
Геометрия Казимира Малевича
Картины Люси Чувиляевой и другие сюрпризы
Агриппина Ваганова: педагог или балерина? 5 составляющих успеха
Марлен Дитрих: «Истинная женщина не волнуется — волнует»