40-й ММКФ. Конкурс. "Год Леона" Мерседес Лаборде
Наши дни. Небольшой город в Аргентине. 41-летняя Флавия тяжело переживает смерть своего мужа Леона. Никакие попытки найти утешение в компании друзей или на работе не помогают ей справиться с подавленностью и чувством одиночества. Казалось бы, ничто уже не сможет вернуть героиню к полноценной, счастливой жизни. Но однажды дочь Леона от первого брака, школьница Люсия, решает пожить с Флавией. Девочка так же, как и она, не готова расстаться с памятью о своем отце, Леоне, поэтому квартира, в которой раньше жил и он, дает возможность быть ближе к нему хотя бы мысленно. Но как отнесется к такому решению Флавия? «Год Леона» – полнометражный дебют аргентинской постановщицы Мерседес Лаборде. Она также выступила сценаристом и продюсером этой микробюджетной картины. Именно такое, авторское кино, как сообщила Лаборде на пресс-конференции, сейчас является чрезвычайно популярным направлением латиноамериканского кинематографа. Режиссеров прельщает возможность сделать все именно так, как они задумали, высказать свое мнение по поводу остросоциальных проблем, реализовать самые необычные идеи. Тем не менее, рассказывая о непростой судьбе Флавии, Лаборде остается в стороне как от злободневных вопросов, так и от нестандартных тем. Сама она охарактеризовала свой фильм как «историю траура», тем самым указывая на первостепенность именно этой содержательной составляющей. Можно отметить, что если бы не неразбериха из-за перевода названия, которое из «Года Леона» превращалось в «Год без Леона» и обратно (хотя наиболее адекватным вариантом было бы простое и лаконичное «Без Леона»), то фильм, возможно, вообще не вызвал бы интереса и не привлек внимания публики. Картина получилась крайне пресной и, несмотря на «жизненную» проблематику, абсолютно безжизненной. Совершенно некиногничная история главной героини просто-напросто не смотрится на большом экране, вызывая лишь зевоту и скуку. Как бы это грубо ни звучало, но такие банальные сюжеты уже мало кому интересны. Особенно когда подан этот материал в настолько неоригинальной форме.
Наверное, единственным плюсом этого фильма, словно случайно попавшего в основную конкурсную программу фестиваля, является его правдоподобие. Актеры, известные в Аргентине ролями в театре, очень органично вписались в свои образы. Особенно выделяется исполнительница роли Флавии Лорена Вега. Она смогла реалистично показать, что испытывает человек и как меняется его жизнь после смерти любимого. И несмотря на то что сопереживания у зрителей она не вызывает, ее героине все же веришь. К сожалению, кроме фотографической точности изображения жизни Лаборде не сумела представить чего-то большего, чего-то необычного, или провокационного (конечно, если не считать множества очень откровенных сцен). Маловероятно, что «Год Леона» запомнят зрители и высоко оценит жюри, ведь для того чтобы действительно найти отклик у аудитории, в фильме должна быть хотя бы какая-нибудь изюминка, а тут кроме серости и будничности нет ничего.
Иван Дмитриев
|
Рекомендуем |